Домогаров против МХАТ. Сплошное разочарование
Что характерно — им на меня наплевать: и МХАТу, и Домогарову. И тот, и другой всем своим поведением доказывают, что им абсолютно все равно, есть я или нет. Они не знают о моем существовании и знать не хотят. Я — это рядовой зритель, любитель кино и сериалов, посетитель театров. И вдруг оказалось, что нам не по пути…
Причудливым образом два моих нынешних разочарования в какой-то момент сошлись вместе, но довольно быстро разлетелись в стороны. Александр Домогаров, еще недавно выходивший на сцену вместе с Юлией Высоцкой, со скандалом покинул МХАТ имени Горького, назвал его «лжетеатром» и заявил, что «больше туда не придет из-за сложных отношений с руководством». В МХАТе он был артистом приглашенным, подробности разрыва отношений деликатно не раскрывал, обтекаемо сообщил о некоей сложившейся некрасивой ситуации и закрыл за собой дверь навсегда, собираясь продолжить работу в театре имени Моссовета. Короче, разошлись как в море корабли — и все.
Но поясню, почему я начала с разочарований… Что касается Александра Юрьевича, то, увы, он очень изменился с тех пор, как справедливо считался нашим театральным секс-символом. Скандалы и сплетни сопровождали его всю жизнь, что, конечно, неудивительно для красивого мужчины, но с какого-то момента все это страшно надоедает. Бил или не бил, пил или не пил — ну осточертело просто! Хотя бы потому, что именно этот скандальный флер закрывает все остальное, оказывается сильнее любых заслуг. И это при таком таланте!
Вот и опять театральная среда полнится слухами — с ним очень трудно, а то и невозможно работать. В этом смысле почему-то больше верится сдержанному обычно Римасу Туминасу, который вслух выражал претензии к актеру — не намекая, а в лобовую упрекая его в распущенности и небрежности в работе. Итогом конфликта, который громко не обсуждался, стала тогда замена Домогарова на Гордина в одном из спектаклей. По мне, это — натуральный позор для актера, пепла не хватит голову посыпать, но… Но ничего! Как ни в чем не бывало! А как же, видать, вскипело-то через край у режиссеров и продюсеров, что привело к такому результату!
Теперь зайдем с другой стороны. МХАТ. Я едва ли не больше всех радовалась назначению на новую должность Эдуарда Боякова. Была уверена, что новая команда «стряхнет пыль» с мхатовского занавеса. Но такой перетряски, которая началась потом, не ожидал никто. От пылищи сцены не видать — так принялись выбивать старенький занавес… Скандал с Дорониной, постоянные конфликты с актерами, какие-то дрязги, шум, копоть, деление на правых, еще более правых и виноватых…
Но я не хочу ничего этого знать! Не хочу, понимаете? Мне не нужен этот сор из чужой избы. А он был бесконечен. И кончилось все это лично для меня знаете чем? Храм — а я относилась к театру именно так — перестал быть храмом. Синяя птица, которую я знала с детства, куда-то упорхнула и растворилась в поднебесье. В МХАТ перестало тянуть, расхотелось ходить. Не потому, что там плохи спектакли, а потому, что в гости к дерущейся паре ходить никогда не хочется. Пусть дают друг другу в глаз, ради бога, но — сами, без свидетелей. А когда разберутся между собой и примирятся — тогда уж и повечеряем… И потом, если ты идешь в такой ситуации в гости, нейтралитет никак не сохранить. А занимать чью-то сторону, простите, не хочется.
Театр ценен своей живостью — наличием умной головы, рук, ног, любящего сердца. Мне как обывателю театральные скандалы, вполне допустимые в творческих коллективах, уже давно неинтересны. И мне не хочется смотреть на игру человека, которого считаю прекрасным артистом и продолжаю любить, поскольку репутационные издержки отравляют все восприятие. И мне не хочется идти в МХАТ, где прошло мое детство и где с тех пор знакома каждая ступенька, потому что в храме хочется чистоты. Вместо размышлений — кто кого.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции