Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Лучше врозь: коронакризис угрожает Евросоюзу

Сюжет: 

Ситуация с коронавирусом
В мире
Евросоюз родился из самого страшного кризиса в истории человечества — мировой войны. Коронавирус — третий серьезный вызов существованию ЕС. Если европейское сообщество сможет преодолеть его экономические последствия, то зарекомендует себя как самый удачный интеграционный проект ХХ века и в течение следующих 50 лет может превратиться в супергосударство.

Европейский союз возник после разрушительной для континента катастрофы — Второй мировой войны. Отцы-основатели Соединенных Штатов Европы задумали его как проект, который положит конец межнациональным распрям и превратит Старый Свет в зону, свободную от конфликтов и потрясений. С этой целью в 1950 году глава французского МИД Роберт Шуман предложил Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Структура должна была объединить ключевые отрасли промышленности, за счет которых и проводились две мировые войны. После вхождения в 1952 году в ЕОУС Германии, Франции, Британии и Бенилюкса вероятность вооруженного конфликта была сведена к нулю. Пять лет спустя под контроль Брюсселя перешла еще одна «опасная отрасль» — атомная энергетика. Возник Евратом. В том же 1957 году с подписанием Римских соглашений вышеперечисленные страны образовали Европейское экономическое сообщество с целью создать общий рынок.

С течением времени Европейское сообщество расширялось и углублялось. Брюссель принимал на себя все более широкие полномочия, начиная с контроля правил конкуренции и заканчивая внешней политикой. В 2009 году с ратификацией Лиссабонского договора Евросоюз обзавелся своей конституцией и фактически стал конфедерацией.

Я не буду подробно перечислять все этапы развития ЕС, но скажу одно — с момента возникновения ЕОУС и вплоть до всемирного финансового кризиса Евросоюз не сталкивался с экзистенциальными вызовами. Настоящие проблемы начались в 2009-м, когда сразу три экономики зоны евро — Греция, Испания и Португалия — встали на грань дефолта. После долгих споров страны-члены все же сумели договориться о спасении южных государств, понимая, что тонущие лодки потянут за собой на дно и большие корабли. При навязанной немецким министром финансов Шойбле жесткой бюджетной дисциплине ЕЦБ выделил сотни миллиардов евро на скупку плохих активов трех стран и спас еврозону от краха.

Следующим потрясением для ЕС стал кризис беженцев 2015 года. Последствия «арабской весны», раскачивание Ливии и Сирии, в чем большая доля вины лежит и на самой Европе, вызвали миграционное цунами. Около двух миллионов людей из Африки, Сирии и Ближнего Востока пересекли границы Шенгенской зоны. Европейская солидарность начала трещать по швам. Страны Восточной Европы и Балкан либо закрывали границы, либо пускали мигрантов дальше в Германию и Скандинавию. Лишь авторитет Ангелы Меркель сумел худо-бедно удержать ситуацию под контролем. Большой ценой для себя и своей партии она согласилась принять основное бремя кризиса на Германию, приютив порядка миллиона мигрантов и беженцев. В марте 2016 года Брюссель смог договориться с Эрдоганом. Благодаря этой сделке удалось закрыть сирийско-турецко-греческий маршрут миграции. Однако, несмотря на решение проблемы, ее последствия оказались весьма плачевными для континента.

Евросоюзу придется еще долго расхлебывать экономические последствия коронакризиса Евросоюзу придется еще долго расхлебывать экономические последствия коронакризиса / Фото: скриншот видео на YouTube / Футаж Футаж

Если в финансовом кризисе удар по ЕС носил экономический характер, то миграционный кризис пошатнул его политически. По всему континенту начали поднимать головы правонационалистические партии, выигрывая на выборах в самых либеральных странах вроде Австрии и Италии и занимая места в парламенте Германии. В 2016 году Европа лишилась одной из двух своих ядерных держав, второй армии и экономики — британцы поддержали Brexit. После этого идея о выходе из ЕС стала, словно зараза, распространяться по остальным странам, и в СМИ начали всплывать такие термины, как Italexit, Frexit, Grexit и т. д.

Но и этот кризис Европа пережила. Последним наиболее существенным вызовом оказался коронавирус. Страны ЕС бьют рекорды по распространению инфекции. Около 40 процентов заражений и 60 процентов смертей в мире пришлись именно на европейские страны. Пожалуй, впервые с момента подписания Шенгенских соглашений границы полностью закрыли. Такого не было даже в худшие месяцы кризиса с мигрантами. Европейская экономика встала, а главное ее достижение — свобода передвижения людей, услуг, товаров и капитала — испарилось. Экспорт лекарств начал ограничивать даже надсмотрщик над континентом — Германия. Бывший президент ЕС Херман Ван Ромпей признался, что враги Европы правы, когда спрашивают: «А где Союз был в начале кризиса?» Действительно, «его было слишком мало», сказал бельгиец.

Сегодня страны-члены постепенно выбираются из самоизоляции. Открываются кафе, парки и учебные заведения. Однако ЕС придется еще долго расхлебывать экономические последствия коронакризиса. По признанию евробюрократов, это самый мощный экономический удар, который пришлось пережить Старому Свету с окончания войны. ЕЦБ и власти 28 стран выделили астрономическую сумму — около трех триллионов евро (!) на тушение финансового пожара. Если в 2009 году немцы осторожничали, то теперь, когда на грани дефолта стоит третья экономика еврозоны Италия, стало не до экономии. Нужно спасать Союз.

Предыдущие бедствия укрепляли и закаляли Евросоюз, хотя и обходились ему очень дорого. Например, последствия долгового кризиса 2010 года продолжают ощущаться до сих пор. ЕЦБ выделяет триллионы евро, но так и не может побороть дефляцию. Миграционный кризис прошел, но Британия уже покинула европейскую семью. К чему приведет коронакризис, пока сказать трудно. Возможно, он подтолкнет еще одну страну на выход из блока, поскольку в трудный период можно рассчитывать скорее на помощь русских и китайцев, чем соседей. В то же время каждое такое событие обнажает фундаментальные проблемы, о которых говорит Херман Ван Ромпей. Брюссель не может в полной мере решать все вопросы, потому что ЕС — «не супергосударство». Полагаю, что коронакризис вынудит страны-члены пожертвовать еще одной частью суверенитета в лице здравоохранения, чтобы быть готовым в будущем к подобным эпидемиям. Однако для того, чтобы ЕС стал настоящей федерацией, потребуется более масштабный вызов, чем три кризиса, вместе взятые.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.