Кому достанется Южно-Китайское море
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАОфициальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь сказал, что дестабилизирующим фактором являются именно Соединенные Штаты, потому что постоянно направляют в регион свои военные корабли. Он осудил и попытки США посеять вражду между Китаем и странами Юго-Восточной Азии.
О чем спор, что стоит за конфликтом из-за Южно-Китайского моря? По его акватории проходит главная торговая дорога современного мира: ежегодно осуществляются перевозки грузов с Ближнего Востока в США, Китай, Японию, Индию и в обратном направлении общим объемом в пять триллионов долларов. Также шельф этого моря хранит пока неосвоенные нефтяные месторождения. По оценкам, это 11 миллиардов баррелей. Еще на долю Южно-Китайского моря приходится около 12 процентов мирового вылова рыбы. Оно кормит сотни миллионов человек, живущих в самом густонаселенном на планете Земля регионе Юго-Восточной Азии.
А еще это море, его фарватеры и острова — предмет давних ожесточенных территориальных споров. На группу Парасельских островов имеют виды Китай, Тайвань и Вьетнам, на архипелаг Спратли — Китай, Вьетнам, Тайвань, Малайзия и Филиппины. США не претендуют на эти острова, но активно поддерживают страны АСЕАН в их сварах с Китаем, а также направляют в Южно-Китайское море свои авианосцы, якобы для защиты в этом регионе принципа свободного судоходства.
«Принципиальность» США в отношении Китая нарастает буквально на глазах. Выступая в июле 2020 года на состоявшихся в Москве «Примаковских чтениях», глава российского МИД Сергей Лавров сравнил это с «девятым валом». По его словам, Китай «обвиняется в экспансионизме в Южно-Китайском море и на линии фактического контроля с Индией, в нарушении прав человека: Тибет, Синьцзян-Уйгурский автономный район, проблемы Тайваня и Гонконга. И все это проистекает одновременно».
По мнению ряда экспертов, ужесточение американской позиции может привести к риску прямого военного столкновения между США и КНР. Но это вряд ли. Китай, отвергающий все попытки Америки ввести ограничения для его стратегических вооружений, накопил большие арсеналы. В печати сообщалось, что в регионе Южно-Китайского моря у КНР до 1500 баллистических ракет малой дальности, 450 средней дальности и сотни крылатых ракет наземного базирования. Поэтому лезть с китайцами в открытую драку американцы не рискнут. Китайские ракеты способны запросто потопить всю главную неядерную силу Америки — 12 авианосных ударных групп и 11 амфибийно-десантных групп.
Нет, главный «принцип» у США прежний: стоять в стороне на безопасном расстоянии и оттуда бросать зажженные спички на хорошо политые бензином дрова. Им очень хочется стравить Китай с соседними государствами, а самим добиться реализации своих целей в роли арбитра. Поэтому не надо удивляться, если поводом для вооруженных конфликтов скоро могут стать никому прежде не известные островок Натуна-Бесар, риф Мисчиф или Вторая отмель Томаса.
Собственно, американская политика, направленная на создание вокруг КНР «санитарного кордона», в России считывается на раз–два: формировать военно-политические союзы, которые должны изолировать недружественную США страну. Они долго тренировались на нас, собирая в «могучую кучку» Литву, Латвию, Эстонию, Польшу, Грузию, а теперь еще и Украину. Мы как-то живем, не замечая «кучки», наверное, и китайцы выживут.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции