Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Атмосфера общего страха

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Ровно 30 лет назад, 13 августа 1990 года, президент СССР Михаил Горбачев подписал Указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920–1950-х годов».

Указ был вполне справедливым, равно как и временные рамки, которые в нем указаны, потому что репрессии велись почти сразу с момента появления советской власти.

Первая волна была как раз в 1920-х, когда большевики просто уничтожали «представителей эксплуататорских классов». Эти репрессии не были массовыми, потому что большая часть страны была крестьянской, а крестьяне в основном были ни за красных, ни за белых.

Но в 1930-х, в ходе второй волны, добрались и до них — когда воевали с кулаками и подкулачниками. Причем и тех, и других комиссары определяли на глазок, ведь в разных регионах критерии крестьянской обеспеченности были разные.

Произвола хватало, но массовых убийств не было — ведь нужно же было кому-то и работать. Доходило порой до анекдота: в рамках раскулачивания самых обеспеченных крестьян из одной деревни просто переселяли в другую.

Следующая волна репрессий началась с 1937-го. Здесь Сталин взялся уже за партийцев и военных, но не всех, а кадровых, представителей еще революционной элиты.

Иосифу Виссарионовичу была нужна элита своя, назначенная им же, лояльная.

Крайне важный момент: главная цель тех репрессий была во многом экономической. Советскому государству, чтобы выжить, нужна была развитая экономика. А значит — очень высокая производительность труда.

Но при этом современных технологий не хватало. Что делать? Нужно заставить людей больше и эффективнее работать. Поэтому перед руководителями всех уровней ставилась дилемма. Если ты выполняешь план — мы тебя поощряем, вплоть до ордена Ленина. Если не выполняешь — ты вредитель, и мы тебя расстреливаем.

Таким образом, главным двигателем советской экономики стал страх — вполне объяснимый страх за свою жизнь.

И руководители всех уровней буквально выворачивались наизнанку, формировали стахановские бригады, устраивали социалистические соревнования, чтобы не угодить к расстрельной стенке.

Отмечу, что благодаря репрессиям Сталин сформировал многомиллионную армию заключенных, которую можно было эксплуатировать с какой угодно интенсивностью.

Атмосфера общего страха Фото: Горбачев-фонд

В итоге заключенные строили города, крупные предприятия, объекты инфраструктуры вроде Беломорканала, разрабатывали месторождения природных ископаемых.

Но, разумеется, продолжаться это долго не могло. Как только Хрущев снял страх, эта экономическая модель рухнула. А другой на ее месте, по сути, не появилось. Помогли высокие цены на нефть в 70-х.

Когда цены пошли вниз, СССР не стало.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.