Два таланта Бориса Клюева
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАИграл в эпизодах, в массовке? Зато с кем! С Ильинским, с Царевым! Это счастье — учиться у таких мастеров. Вместо Шерлока Холмса получил роль его брата Майкрофта? Зато оба в итоге вышли замечательно. У Бориса Клюева нет второстепенных персонажей. Над своим графом Рошфором в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» актер работал, как над Гамлетом. Продумывал образ, настояв на эспаньолке вместо окладистой бороды, которая полагалась по сценарию. Когда «Мушкетеры» вышли на экраны, исполнителя роли Рошфора стали узнавать на улицах, просить автографы.
Это отдельный большой талант — принимать любые обстоятельства просто, по-деловому и без трагического надрыва. В интервью моему коллеге несколько лет назад Борис Клюев признавался:
— Роли от меня уходят, а как я мечтал сыграть Кречинского! — и добавлял, что надо спокойно к этому относиться.
Судьба не баловала артиста щедрыми подарками. Но он прожил жизнь с большим достоинством, оставив после себя плеяду талантливых учеников, сыграв десятки ролей на сцене, став ведущим артистом Малого театра — народным, а потом и всенародным.
Увы, не Кречинский, а простецкий пенсионер Воронин, любитель растянутых треников и грубоватых острот, сделал Бориса Клюева звездой восьмидесятого уровня: теперь даже самый далекий от телевизора человек, увидев артиста, воскликнет: «Это же Воронин!» Даже если не помнит ни шпиона Трианона из «ТАСС уполномочен заявить», ни герцога де Гиза из «Королевы Марго» и «Графини де Монсоро», ни даже имени их создателя.
Когда умирают художники такого класса, все говорят: «Вот уходит эпоха больших мастеров, которые умели безошибочно попадать в образ…» Да, они умели, но если им не давали шанса, они мужественно создавали шедевры из самого скромного, буквально подножного материала. Я совершенно уверена, что у Клюева Шерлок Холмс получился бы не хуже, чем у Василия Ливанова.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции