Главное
Истории
Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Граница России проходит у Бреста

Сюжет: 

Выборы в Белоруссии
Политика
Белоруссия продолжает превращаться в объект мировой политики. Пространство, где уже не сосуществуют, а именно сталкиваются интересы ряда держав. От великих (Россия и США) до малых с точки зрения территории и возможностей (Литва).

Неудивительно, что градус риторики между внешними игроками крайне высок, и они обвиняют друг друга в стремлении чуть ли не оккупировать Белоруссию. Больше всего таких риторических стрел летит, естественно, в адрес России.

Но в чем же действительно российский интерес в Белоруссии? Исключительно в превращении республики в Белорусский федеральный округ РФ? Без сомнения, такой вариант в Москве рассматривают и, вероятно, будут даже пытаться реализовывать. На предстоящем саммите между Лукашенко и Путиным Батьке предложат наконец-то подписать так называемые «интеграционные карты» — тридцать документов, расписывающих углубление российско-белорусской интеграции в различных областях. Весьма возможно, что добавят и полусекретную 31-ю карту, предполагающую создание наднациональных институтов, а также единой валюты и эмиссионного центра.

Однако этот вариант — скорее программа-максимум. Тот, к которому нужно стремиться в стратегическом плане, но для исполнения которого необходимо реализовать ряд задач более тактического свойства. И таких задач у России две.

В чем же действительно российский интерес в Белоруссии? В чем же действительно российский интерес в Белоруссии? / Фото: mil.by / Минобороны Белоруссии

Первая — избежать гражданского противостояния и «украинизации» Белоруссии. Россия, по сути, является единственным из внешних игроков, который заинтересован в стабильной, успешной и развивающейся республике — без гражданских войн, переворотов, а также цветных или культурных революций. Не только потому, что белорусский народ является братским для российского (или даже частью российского), но и потому, что живем рядом. В Москве прекрасно понимают, что все проекты западных партнеров в Белоруссии (демократизация, вестернизация, русофобизация) являются лишь инструментами в их политике на российском направлении. Целью-минимум которой будет создание вдоль всех границ России цепи враждебных нам стран, а целью-максимум — Майдан на Красной площади. Ведь защищать свой суверенитет всегда проще и дешевле не на своих границах и не на своей территории, а на дальних рубежах. Как говорил в 1934 году бывший британский премьер-министр Стэнли Болдуин, «когда мы думаем об обороне Англии, мы больше не думаем об известняковых скалах Дувра. Мы думаем о Рейне. Там сегодня проходит наша граница». И российская граница в этом смысле проходит не у Смоленска, а у Бреста — даже если Белоруссия не войдет в состав России или не станет частью конфедерации под названием «Союзное Государство».

Вторая, но при этом не менее важная цель — сломать ту модель взаимоотношений между Россией и Лукашенко, которая существовала до августовских событий. Эта модель ни разу не напоминала ни симбиоз, ни какие-то братские отношения: речь шла о банальном нахлебничестве. Батька привык получать от Москвы средства для реализации «белорусского экономического чуда», но при этом взамен лишь произносил красивые слова. А если Москва смела просить в ответ реальных действий (например, того же углубления интеграции), то слова превращались в многочисленные претензии, возмущения и даже оскорбления. Апогеем этой политики стали обвинения во вмешательстве в белорусские выборы, а также взятие в заложники трех десятков российских чэвэкашников с последующим их выставлением на аукцион между Россией и Украиной.

Лукашенко проводил эту политику потому, что был уверен: Москва никуда не денется. Кремль побоится жестко поставить его на место, поскольку: а) он статусный союзник и б) если что, сможет примкнуть к Западу. Однако августовские события в Белоруссии обнулили белорусско-западные отношения, лишив Лукашенко геополитического маневра. В то же время Батьке стало ясно, что именно Москва является единственным партнером, готовым терпеть его власть и поддерживать в сложную минуту. Теперь же до Александра Григорьевича нужно донести, что за эту помощь нужно заплатить. Как минимум уважительным отношением. Но этого вряд ли будет достаточно.

Автор — доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при правительстве РФ.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.