Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Солярис, который мы потеряли

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
Книги польского писателя-фантаста, футуролога и философа Станислава Лема (12 сентября 1921 — 27 марта 2006) стоят на золотой полке мировой фантастики в одном ряду с произведениями таких классиков жанра, как Рэй Брэдбери, Клиффорд Саймак, Айзек Азимов, братья Стругацкие, Иван Ефремов.

В канун столетия со дня рождения Рэя Брэдбери (август 2020-го) в российских СМИ вышло немало статей, свидетельствующих о неугасающем интересе общества к этому литературному жанру. Нет сомнений, что аналогичный «ренессанс» ожидает через год и Лема.

Он был кумиром советской интеллигенции, зачитывающейся «Звездным дневником Йона Тихого», «Магеллановым облаком», «Возвращением со звезд», «Сказками роботов». Исполненные юмора, внутреннего драматизма и психологической достоверности в немыслимых (космических) обстоятельствах произведения Лема были отдушиной.

Писатель, несмотря на свой скепсис в отношении человека как биологического вида, тем не менее верил в творческий, созидательный дух общества, а потому картины будущего в его произведениях несут в себе свет несбыточной мечты о счастье, справедливости и гармонии. В плане планетарного оптимизма он определенно превосходил братьев Стругацких.

Существует конспирологическая теория, что откат от социалистического проекта в СССР начался в том числе с насильственной замены на литературном Олимпе одного советского фантаста Ивана Ефремова («Туманность Андромеды», «Час быка», «Лезвие бритвы») на двух других, не вполне по своему менталитету советских фантастов — братьев Стругацких. В самом деле, будущее в романе Ефремова «Туманность Андромеды» и будущее в романе Стругацких «Трудно быть богом» (здесь уместно вспомнить снятый как будто в котловане осенней стройки нулевого цикла фильм Алексея Германа) — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Солярис, который мы потеряли Экранизация Тарковского по внутреннему напряжению и философской наполненности превзошла текст романа / Кадр из фильма «Солярис», 1972

Экранизация Андреем Тарковским романа Лема «Солярис» по внутреннему напряжению и философской наполненности превзошла текст романа. Режиссер предельно обострил психологические, неразрешимые в его понимании переживания героев. При этом за кадром осталась гуманитарно-врачующая природа мыслящего океана, проецирующая возможное исправление отдельной личности, а вместе с ней и всей человеческой цивилизации через глубоко выстраданное личное покаяние, опять же, не перед абстрактными рабами-африканцами, привезенными двести лет назад в Америку и Европу, а перед конкретными — обманутыми, преданными, обиженными близкими людьми.

В произведениях Лема можно найти немало угаданных (в основном технических) фрагментов будущего. Но «Сумма технологий» (главный философский труд писателя) оказалась не такой, как ее вычислил Лем. Вместо ученых, инженеров, конструкторов-теоретиков, определяющих пути развития в качестве «креативного класса», нынче выступают целующие неграм ботинки борцы с расизмом, представители сексуальных и прочих меньшинств, разрушители памятников и грабители магазинов.

Фантастика — прибор, определяющий самооценку общества. Сегодня научную, как раньше писали, фантастику заменило фэнтези, зовущее читателя не в светлое и справедливое будущее, но в темное сословно-феодально-монархическое прошлое. Это наводит на грустные мысли о некоем, хочется надеяться, что временном, тупике цивилизации, выйти из которого самостоятельно она не способна. Разве что с помощью мыслящего океана Станислава Лема.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.