Писатель, убивший дракона
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАПрапорщик Евгений Шварц, первопоходник, был удостоен знака с терновым венцом, который пронзает меч с рукоятью, опущенной вниз, на георгиевской ленте. В Белой армии этот знак был самой почитаемой наградой… Кубанский ледовый поход — это, пожалуй, первый факт из жизни писателя, достойный литературы. Первый из множества прочих.
Биографии Шварца хватило бы на три героические судьбы. В детстве у него действительно был ужасный почерк. Он, кстати, так и не выправился: после контузии, полученной во время Гражданской при штурме Екатеринодара, у Шварца сильнейшим образом дрожали руки... Каким образом будущий литератор избавился от белогвардейского прошлого, история умалчивает: уже в 1922 году он трудился секретарем у самого Корнея Чуковского.
Прославился Евгений Шварц как блестящий рассказчик, но коллеги-литераторы не воспринимали его всерьез: болтает забавно, но писать не умеет… Тем не менее в 1924 году он дебютировал как детский писатель с «Рассказом старой балалайки». Вскоре вошел в круг ОБЭРИУ, особенно сблизился с Николаем Олейниковым. После ареста последнего заботился о его семье, как и о семье Николая Заболоцкого — хлопоты по тем временам крайне рискованные. На вопросы о литературной деятельности обычно отвечал: «Пишу все, кроме доносов».
Отдельно стоит упомянуть о театральной деятельности Шварца… В 1919 году он поступил в бродячую студию под названием «Театральная мастерская». В результате некоторого количества мытарств по приглашению Николая Гумилева труппа приехала в Петроград в 1921 году. К тому времени поэт уже был расстрелян. Тем не менее первым спектаклем Мастерской, показанным в Петрограде, стала драматическая поэма Николая Гумилева «Гондла».
Сегодня Евгения Шварца мы знаем большей частью по кинематографу: «Убить дракона» в пересказе Горина и постановке Марка Захарова, его же, захаровское, «Обыкновенное чудо», еще «Тень» Михаила Казакова. «Сказка о потерянном времени», конечно. Вот и все, пожалуй… Сказать по чести, тексты Евгения Львовича Шварца покуда ожидают издателей, исследователей и нового поколения режиссеров.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции