Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Как Люк Бессон боролся с расизмом

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
В мире
«Опасное это дело, Фродо, выходить за порог: стоит ступить на дорогу и, если дашь волю ногам, неизвестно, куда тебя занесет»*. Сдается мне, что с окончательным обрушением уровня личной безопасности на улицах уходить в виртуал начнут не только натурные съемки, но и новости. Потому что переступать порог и давать волю ногам, несущим куда ни попадя, осмелится не каждый.

Во Франции уже давно ни для кого не секрет, что являться в некоторые кварталы, если вас туда не звали и вас там не ждут, далеко небезопасно даже в сопровождении вооруженной охраны. А иногда и с вооруженной охраной, если вами там недовольны.

Об этом хорошо и подробно может рассказать режиссер Люк Бессон. Но он отчего-то не любит об этом вспоминать. Кроме блестящей кинематографической деятельности, Люк Бессон еще совсем недавно был известен своими хлесткими правозащитными и политкорректными высказываниями. В духе: если вам не нравятся правонарушители, покушающиеся на вашу собственность, то это ваша проблема и ваша вина, потому что своим вызывающим поведением вы вынуждаете их «правонарушать». А если вы не любите кварталы, заселенные выходцами из стран Магриба, то вы расист, и это из-за вас им не удается найти работу, как они ни стараются.

Следует отдать режиссеру Бессону должное: чтобы не остаться голословным, он решил отучить французов от расизма личным примером. Раз и навсегда. Именно так у него и получилось в 2008 году, когда для съемок очередного блокбастера (From Paris With Love) он выбрал самый злачный парижский пригород в печально известном департаменте Сен-Дени. Тремя годами ранее именно там случились особенно разнузданные волнения — с поджогами автомобилей, помоек и подъездов, с нападениями на полицию, пожарных и медиков. С тех пор репутация местечка Монфермей, где особенно ярко отличилось «магpибское население квартала», не улучшилась. Зато правоохранительные структуры окончательно перешли в режим игнора любых правонарушений в данном секторе, а из близлежащих социальных многоэтажек поразъехались последние коренные французы.

Люк Бессон решил лично показать, почему и насколько эти сбежавшие из пригорода французы были не правы. Его съемочная группа явилась средь бела дня на срочно организованное вече из предводителей местного «дворянства» и предложило всем работу в массовке на подхвате, обеспечив также весь обслуживающий съемки сектор (охрану, поставку питания, уборку площадок и т. д.).

Режиссер Люк Бессон Режиссер Люк Бессон / Фото: Официальная страница Люка Бессона в Facebook (https://www.facebook.com/LucBessonOfficial/)

Захлебнувшаяся восторгом пресса широко осветила это славное начинание, объявив конец французского шовинизма, посрамив ксенофобов и раструбив начало новой эры во взрывоопасных пригородах столицы. Под влажными взглядами кинокамер и всхлипами фотоаппаратов Люк Бессон лично жал руки главарям района и утирал слезы радости депутатам.

На съемочную площадку привезли весь необходимый реквизит и обустроили все удобства нанятым тут же охранникам из среды доселе обиженных и оскорбленных французским расизмом, мешавшим им найти работу. Всей остальной массовке раздали аванс вместе с расписаниями съемок. Для участия в шедевре в Париж срочно вылетели Джон Траволта и Джонатан Рис-Майерс.

На следующий день вместо ожидаемой массовки к Бессону пришли представители местного «дворянства» (они же главари, они же пацаны, они же «старшие братья», как их здесь называют) и потребовали увеличения заработной платы для всех участников. Обескураженный Бессон отказался, предъявив ребятам официальный документ, подтверждающий, что ранее оговоренная оплата точно соответствует тарифу киномассовок, предусмотренному всеми профсоюзами, и никак не может быть изменена.

А на следующую ночь весь киногородок с его подсобными вагончиками и десятью трюковыми автомобилями, предназначенными для съемок каскадеров, был сожжен и разворочен. Несмотря на «охрану» из местных парней, которые безоговорочно поддержали требования непомерных надбавок за еще невыполненную работу.

Поскольку на восстановление утраченного материала требовалось больше времени, чем было в планах у кинозвезд, Траволта и Рис-Майерс разлетелись обратно по своим пенатам, а сильно потрясенный и внезапно помрачневший Бессон заявил сбежавшимся журналистам, что съемки окончены и «кина не будет».

Если вы думаете, что Бессону кто-то посочувствовал, то вы добрый и очень наивный человек. Волна упреков в бессердечности пошла на режиссера изо всех утюгов и микроволновок. Мэр пригорода Монфермей взывал его к сознательности, убеждая начать все сначала и оплатить не только убытки, но и обещанную зарплату так и непоработавшей массовке. Пресса оплакивала «обманутые надежды местного населения», и в этом плаче явственно звучала нота недовольства Бессоном, а не кем бы то ни было другим. Подумаешь, машинки пожгли, накупите новых и возвращайтесь. Народ ждет. Вы не имеете права обманывать его ожидания.

— Останавливать начавшуюся динамику преступно! — писали СМИ.

— Решение прекратить съемки — не лучший выбор Бессона. Народ недоволен! — говорили депутаты.

— Ну и что, что сожгли машины! Это ведь Сен-Дени, а не зона отдыха! Вы должны были знать, куда суетесь! — восклицал мэр.

Все три цитаты приведены дословно и датируются 2008 годом.

Люк Бессон оказался непреклонен в резкой смене курса своих заблуждений. О его новых подвигах на поприще хождения к народам трудных кварталов с тех пор новостей не поступало. Зато за последние годы ощутимо возросло количество «трудных кварталов», куда официально не рекомендуется соваться не только полиции и пожарным, но и съемочным группам новостных каналов.

Бессон просто стал самым известным первопроходцем, a за ним пришли другие, менее знаменитые. Добровольные отказы снимать действительность в опасных зонах становятся повседневностью. И уже совсем скоро о реальных картинках происходящего там мы сможем иметь представление только благодаря армейским подразделениям, охраняющим операторов, или компьютерной графике, воссоздающей декорации на основе когда-то увиденных событий.

Так, телеканал France-2 был вынужден отказаться от съемок в парижском пригороде Гриньи, потому что группу прямо предупредили, что полиция не сможет гарантировать ее безопасность. Передачу решили снимать в студии, но сам факт полицейских откровений настолько возбудил ведущих журналистов, что избежать скандала не удалось: официальному представителю правительства пришлось ответить на вопросы в прямом эфире.

— Вы не считаете проблемой, что в 2020 году во Франции мы не можем провести съемки в пригороде, потому что никто не в состоянии обеспечить нашу безопасность? — интересовался ведущий Томас Сотто.

— Это, разумеется, проблема, — отвечал представитель правительства Габриэль Атталь. — Но она началась не сегодня.

— Так что же вы предпринимаете для урегулирования этой проблемы?! — настаивал журналист.

— Ей уже десятки лет... — бормотал чиновник.

Так и поговорили. Тут и сказочке конец.

По иронии судьбы несостоявшаяся передача называется «Вам слово!» и имеет целью дать возможность рассказать о своих насущных проблемах жителям тех самых трудных кварталов, грустными судьбами которых уже долгие десятилетия попрекают коренных французов.

Похоже, категорические императивы сегодняшней безопасности очень скоро вынудят всех принять новую действительность в виртуале — через экран телевизора и монитора: покажите нам ваши проблемы, а мы покажем вам, как их решать.

* Цит. по к/ф «Властелин колец: Братство Кольца», 2001. Реж. — П. Джексон.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.