Главное
Истории
Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Сумерки

Сумерки

Шекспир

Шекспир

Обледенение сердец: почему погибла «Онега»

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Происшествия
Катастрофы в северных морях, увы, не редкость. Ныне все обсуждают варианты спасения рыбаков с «Онеги» в Баренцевом море. И благополучно забыли другие аварии.

Обледенение представляет собой нарастание слоя льда на корпусе, надстройках, палубном грузе, шлюпках и мачтах в результате забрызгивания и заливания судна во время шторма. То есть команды сутками сбивают лед ломами. И не всегда побеждают.

В январе 1965 года так пошли ко дну четыре судна там же, в Баренцевом море: «Севск», «Себеж», «Бокситогорск» и «Нахичевань». Потеряли остойчивость, перевернулись и затонули. Погибло около ста человек. Спасся один.

В феврале 1966-го в Охотском море попали в циклон семь сейнеров. Скорость ветра была около 50 м/с., а температура — минус 22. В результате крена под воду уходило крыло мостика. Три судна спаслись, хотя и имели нулевую плавучесть, четыре погибли.

В первую очередь экипажи попавших в беду кораблей стараются освобождать околкой льда радиоантенны, ходовые огни, спасательные средства, такелаж, рангоут, двери надстроек и рубок. По возможности используются пар, горячая вода, вода под давлением, пневморубильный инструмент.

Обледеневшее судно в порту Архангельска Обледеневшее судно в порту Архангельска / Фото: Игорь Воеводин

— Семнадцать. Восемнадцать. Девятнадцать... — старпом сухогруза «Кола», на котором мы шли из Дудинки в Архангельск, не уходил с мостика уже часов десять и считал.

— Может, отдохнешь? — обеспокоился я его здоровьем.

— Не дрейфь, сапог, я не шизик. Считаю, за сколько секунд «Кола» из крена выходит.

Стоял февраль. Волны были метров пять–шесть. Кок раздал НЗ — воду и галеты. Спасжилеты были у каждого. И вторые сутки мы окалывали лед.

— Меньше тринадцати — перевернемся. Больше тридцати — тоже, — добавил старпом.

Ледоколы «Арктика» и «Вайгач», что вели нас сквозь льды, спрятались в шхерах Новой Земли. У них плоское дно, и шторм для них еще опаснее: их треплет на чистой воде гораздо сильнее. Но и нам хватило впечатлений.

Переворачивание судна — наверное, самое страшное, что может произойти. Зимой что в Арктике, что в Антарктике, что на Камчатке и Курилах в ледяной воде человек может продержаться считаные минуты. А в шторм? А если на сотни миль вокруг никого? Хорошо, если экипаж успевает спустить шлюпки и плоты. Тогда есть шанс.

Практика показывает: экипажи на судах, где хорошо поставлена служба, где высоки моральный дух и выучка, где каждый знает свое место и не поддается панике, как правило, выживают. Я был в штормах на Севморпути и в Охотском море. Максимум восемь баллов. Кажется, что боялся только я.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.