Всех излечит, исцелит телевизор-Айболит
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАКонечно, мы далеко ушли от беспредела 90-х годов, когда потребителю бессовестно втюхивали даже витурид — смертельно опасное лжелекарство на основе ртути, которым предлагали лечить рак и СПИД. Теперь все четко регламентировано Законом «О рекламе». Не допускается реклама препаратов, отпускаемых по рецепту; нельзя гарантировать эффективность и безопасность лекарства. Также нельзя напрямую обращаться к ребенку. Только достаточно ли этих ограничений?
Доля медицинской рекламы на телевидении доходит до 30 процентов. В каждой рекламной паузе — по два–три призыва отправиться в аптеку. Может показаться, что Россия тяжко больна, что несчастные граждане поголовно страдают от головной боли, кашляют и мучаются от изжоги. Их животы раздуты от газов — и на работе, и на свиданиях. Кости хрупки и могут легко сломаться, а ногти заражены грибком. Боль в суставах и позвоночнике не дает сделать и шага. Плохо с памятью и упадок сил. Женщин изводит климакс, а мужчины никак не могут справить естественные надобности. Но всех излечит, исцелит телевизор-Айболит. Причем без осмотра и нудного обследования, за 15–20, а то и 10 секунд, что длится рекламный ролик. Вся медицинская наука сведена к названию симптома и алгоритму действия: выпей таблетку, и все пройдет!
Телевизор не заморачивается мыслью, что лечить надо не симптом, а болезнь, что до назначения таблетки надо выявить причину недомогания. Фактически это мощная, на всю страну пропаганда самолечения. Периодически кто-то из общественных деятелей требует полного запрета рекламы лекарств. И так же регулярно идея отвергается под предлогом... просвещения потребителя.
Чтобы оценить тонкий юмор противников запрета, давайте посмотрим, какие препараты сейчас продвигают федеральные телеканалы. Проблемы с печенью нам предлагают решать с помощью лекарства тридцатилетней давности, которое во всем мире считается биологически активной добавкой. Повысить работоспособность призван препарат, синтезированный еще в середине 1970-х; в профессиональном спорте он приравнен к допингу. Помочь избавиться от кашля должно вещество, разжижающее мокроту, — его открыли в 1950-х годах. Относительно новыми можно назвать лишь отечественные фуфломицины — препараты с недоказанной эффективностью, в действенность которых можно лишь слепо верить. Панацея от простуды, которая, слава богу, пройдет и сама. В рекламе одного из этих чудо-средств, едва ли не самого одиозного, используется изображение абстрактного возбудителя, весьма напоминающее коронавирус.
А вот другой забавный ролик: девочка не вовремя просится в туалет, и зрителя подводят к мысли, что ребенка надо пичкать магнием. При этом к креативу не придерешься, все необходимые формальности про возможные противопоказания и необходимость консультации со специалистом соблюдены. Увы, большинство рекламируемых препаратов — или старые, или бесполезные; а порой и то, и другое вместе, как говорят, «два в одном». Среди них нет дешевых, ведь затраты на рекламу заложены в цену. Может, такое «просвещение» не так уж и необходимо телезрителю? И стоит наконец всерьез обсудить идею запрета рекламы лекарств?
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции