Всех излечит, исцелит телевизор-Айболит

Здоровье
Минздрав готов обсудить идею запрета рекламы лекарств. Об этом заявил глава ведомства Михаил Мурашко. Хотя, по его мнению, нынешнее российское законодательство учитывает сложившийся баланс мнений.

Конечно, мы далеко ушли от беспредела 90-х годов, когда потребителю бессовестно втюхивали даже витурид — смертельно опасное лжелекарство на основе ртути, которым предлагали лечить рак и СПИД. Теперь все четко регламентировано Законом «О рекламе». Не допускается реклама препаратов, отпускаемых по рецепту; нельзя гарантировать эффективность и безопасность лекарства. Также нельзя напрямую обращаться к ребенку. Только достаточно ли этих ограничений?

Доля медицинской рекламы на телевидении доходит до 30 процентов. В каждой рекламной паузе — по два–три призыва отправиться в аптеку. Может показаться, что Россия тяжко больна, что несчастные граждане поголовно страдают от головной боли, кашляют и мучаются от изжоги. Их животы раздуты от газов — и на работе, и на свиданиях. Кости хрупки и могут легко сломаться, а ногти заражены грибком. Боль в суставах и позвоночнике не дает сделать и шага. Плохо с памятью и упадок сил. Женщин изводит климакс, а мужчины никак не могут справить естественные надобности. Но всех излечит, исцелит телевизор-Айболит. Причем без осмотра и нудного обследования, за 15–20, а то и 10 секунд, что длится рекламный ролик. Вся медицинская наука сведена к названию симптома и алгоритму действия: выпей таблетку, и все пройдет!

Всех излечит, исцелит телевизор-АйболитМинздрав готов обсудить идею запрета рекламы лекарств / Фото: pexels.com / Anna Shvets

Телевизор не заморачивается мыслью, что лечить надо не симптом, а болезнь, что до назначения таблетки надо выявить причину недомогания. Фактически это мощная, на всю страну пропаганда самолечения. Периодически кто-то из общественных деятелей требует полного запрета рекламы лекарств. И так же регулярно идея отвергается под предлогом... просвещения потребителя.

Чтобы оценить тонкий юмор противников запрета, давайте посмотрим, какие препараты сейчас продвигают федеральные телеканалы. Проблемы с печенью нам предлагают решать с помощью лекарства тридцатилетней давности, которое во всем мире считается биологически активной добавкой. Повысить работоспособность призван препарат, синтезированный еще в середине 1970-х; в профессиональном спорте он приравнен к допингу. Помочь избавиться от кашля должно вещество, разжижающее мокроту, — его открыли в 1950-х годах. Относительно новыми можно назвать лишь отечественные фуфломицины — препараты с недоказанной эффективностью, в действенность которых можно лишь слепо верить. Панацея от простуды, которая, слава богу, пройдет и сама. В рекламе одного из этих чудо-средств, едва ли не самого одиозного, используется изображение абстрактного возбудителя, весьма напоминающее коронавирус.

А вот другой забавный ролик: девочка не вовремя просится в туалет, и зрителя подводят к мысли, что ребенка надо пичкать магнием. При этом к креативу не придерешься, все необходимые формальности про возможные противопоказания и необходимость консультации со специалистом соблюдены. Увы, большинство рекламируемых препаратов — или старые, или бесполезные; а порой и то, и другое вместе, как говорят, «два в одном». Среди них нет дешевых, ведь затраты на рекламу заложены в цену. Может, такое «просвещение» не так уж и необходимо телезрителю? И стоит наконец всерьез обсудить идею запрета рекламы лекарств?

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzen
Вопрос дня
Кому поставить памятник на Лубянской площади в Москве?