Главное
Истории
Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Салтыков-Щедрин: как жить между «трудно» и «невозможно»

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
«Неизменным предметом моей литературной деятельности, — писал, подводя итоги жизни, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (27 января 1826 года — 10 мая 1889 года), — всегда был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия».

Едва ли в русской классике есть писатель, так глубоко заглянувший в сердце механизма управления Россией и точно осмысливший неизменные в веках основы взаимоотношений власти и народа, народа и интеллигенции, патриотов и либералов, демократов и охранителей. С первых проб пера и до смерти писатель, соредактор и редактор «Современника» и «Отечественных записок», рязанский и тверской вице-губернатор Салтыков-Щедрин искал ответ на вопрос: почему в России «идти вперед — трудно, идти назад — невозможно».

«…Вообще он обнаруживает большое внимание к дознаниям, испещряя бумагу различными заметками: «так ли?», «отчего нет объяснения?», «кончено ли дело?», «кто виноват?» и т. д.», — вспоминал барон Н. В. Дризен в очерке о писателе. «В его произведениях (...) на всем лежит печать чего-то удручающего, принижающего и властителей, и подвластных», — утверждалось в статье о Щедрине в словаре Брокгауза и Ефрона. Это справедливо, но лишь отчасти. Герои сказок и города Глупова мирно спят в спокойные времена, но восстают ото сна в периоды общественных «ломок», будь то революции, борьба с космополитизмом или перестройка. «Точка принижения» всего и вся определялась высотой нравственного идеала писателя, сформулированного в очерках «Мелочи жизни»: «Свобода, развитие, справедливость».

Салтыков-Щедрин: как жить между «трудно» и «невозможно» Фото: И. Н. Крамской. Портрет писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1879 г.

В пространство между «трудно» и «невозможно» вместилась вся жизнь Щедрина вместе с его бессмертными произведениями. Он любил народ, болел за него, но не льстил ему, честно указывая на недостатки. А власть учил быть умнее, искать приемлемые формы управления.

Классическая литература не определяет историю, но предупреждает об опасностях, подстерегающих страну и народ. Она извлекает на свет божий неуничтожимый национальный бэкграунд, определяющий место на карте человеческой цивилизации. Русская классика вечна кувшинными рылами Гоголя, глуповцами и играющими две мелодии «Разорю!» и «Не потерплю!» органчиками Салтыкова-Щедрина, унтерами Пришибеевыми Чехова, некрасовским «Нынче тоскует лишь тот, кто не украл миллиона», прочими образами и коллизиями неисчерпаемого срока годности. И сегодня люди знают и ценят классику сильнее современной литературы.

Цитаты из Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Некрасова стали острой приправой к большинству постов на социальные, исторические и политические темы. Там люди ищут ответы на вечные вопросы: «так ли?», «отчего нет объяснения?», «кончено ли дело?».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.