Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Писатель, увидевший страшное будущее

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
До революции 1917 года писатель Евгений Замятин (1 февраля 1884 — 10 марта 1937) находился в тени классиков русского критического реализма Горького, Куприна, Андреева и Чехова.

В повести «Уездное» он описал беспросветную жизнь провинции. В романе «На куличках» — злую тоску гарнизонных будней армейской части. Судьба его была типичной для певца народного горя: раннее приобщение к революционной деятельности, ссылки, гонения, запреты цензуры.

1917 год Замятин встретил с воодушевлением: сотрудничал с новой властью, участвовал в создании знаменитого литературного сообщества «Серапионовы братья», объединившего будущих классиков советской литературы: Федина, Тихонова, Каверина, Зощенко, Иванова. От прочих литературных объединений «серапионов» отличало сдержанное отношение к вопросам классовой борьбы: святой отшельник Серапион жил в пустыне, вдали от сотрясающих общество бурь.

Писатель, увидевший страшное будущее 1 февраля 1884 года родился писатель Евгений Замятин. Борис Кустодиев. 1923 год

Переход от жестокого военного коммунизма к щадящему НЭПу оживил литературную жизнь Советской России. Взорванное революцией время побуждало писателей участвовать в «конкурсе проектов» о судьбе страны, искать новые формы в творческой деятельности. Авангардное искусство воспринималось тогда как едва ли не приоритетное в культурной политике. И у недобитой интеллигенции еще сохранялись призрачные надежды на очеловечивание победившего строя...

Евгений Замятин утратил эти надежды быстро, сочинив роман, мгновенно запрещенный в СССР, но изданный во многих странах Европы. «Мы» Замятина, «О дивный новый мир» Хаксли и «1984» Оруэлла принято считать пророческими антиутопиями, предсказавшими опасности, подстерегающие цивилизацию. Из 1920 года Замятин сумел разглядеть управляющую миром Цифру, превратившую людей в обезволенный биоматериал. В цифровом мире (Едином Государстве) «номерные» люди узнавали новости из Государственной Газеты, подчинялись строгим Хранителям, чтили невидимого, но всемогущего Благодетеля.

«Мы» трудно назвать легким чтением. Сегодня он интересен как удивительно точный эскиз будущего, нарисованный писателем «поверх» грядущих войн, ГУЛАГов и «больших братьев» ХХ века. Будущего, ставшего для нас настоящим. Замятин первым ввел в литературу «Большую сестру» — Цифру, причем не как пародию на коммунистическое общество, а как универсальную единицу измерения постчеловека в новом (поверх прежних духовных, религиозных и прочих ценностей) дивном мире. Возможно, поэтому Сталин, который, как утверждают некоторые исследователи, интуитивно чувствовал будущее, не расстрелял Замятина, а отпустил в начале 1930-х годов в Париж, где тот умер в нищете, но свободным человеком.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.