Измельчал мужик, бабы рулят
Комедия, безусловно, шедевральная, из «золотого фонда». Но она все же не про любовь. Вернее, не про романтическую любовь, а про семью. Про скрепы, так сказать. Про то, что никакая «эта самая крашена», подцепленная на курорте, не заменит женщину простую, родную и привычную.
Да, такая вот, смешная, полненькая, щекастая, в платочке, оказывается понятнее и нужнее, чем манерная и в беретике. Со своей — дети, любимый дом, друзья-соседи, налаженный быт и голуби выписывают кренделя в небе. С Раисой Захаровной — непродолжительная страсть, противная «полезная» еда и заумные разговоры. В центре же сюжета — мужчина-амеба, на которого разъяренные женщины идут шеренгой, уперев руки в боки. Инфантил, робко прячущий заветную бутылку, чтобы супруга не заметила. Великовозрастный мальчик, который не в состоянии самостоятельно завязать галстук, но иногда повышает срывающийся голос. Прекрасный и милый беспомощный мужчина (как тот чемодан без ручки), за которого тем не менее разворачивается самая настоящая битва действительно сильных женщин. Фильм жизненный, что и говорить, в нем много правды, много юмора, удивительных типажей и классных актеров. Великолепный Юрский, любимая Дорошина, простецкий Михайлов, неузнаваемая Тенякова, артистичная Гурченко, растащенные на афоризмы диалоги, зажигательная кадриль! Только вот любви мужчины к женщине совсем чуть-чуть.
Так же «на донышке» ее и в других названных респондентами советских кинолентах: «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С легким паром!»… Фильмы — прекрасные и знаковые. Но в каждом из них достойная женщина сражается за мужичонку-недоумка, человека, изначально какого-то дефективного, с которым будущее — то самое, которое можно нарисовать после финальных титров — просто невозможно. Выпивающий закомплексованный Гоша, он же Гога, слабак-подкаблучник Новосельцев, истеричный Женя Лукашин — неужели именно такими видятся романтические герои лент, претендующих на звание «самых лучших фильмов о любви»?
Скорее все эти ленты просто кричат о том, что «мужик измельчал» и что «бабы рулят». Интересно, что отснятые несколько десятилетий назад, с юмором и умилением намеченные в этих советских киношедеврах тенденции в новом времени приобрели совершенно другие, зловещие черты. «Страшную весть принес я в твой дом, Надежда. Зови детей». Сейчас расскажу, как все будет в двадцатые годы нового века.
Сегодняшний Василий Кузякин смело серфит по курортам и плодит детей на стороне, а потом предъявляет фальшивую справку о том, что получает минимальную зарплату, чтоб не доставали с алиментами. Про Гошу-Гогу нынешняя Катя Тихомирова вспоминает, участвуя в каком-нибудь «Ми Ту». А Новосельцев, офисный планктон, менеджер среднего звена, вылетает со службы и плотно усаживается на крепкую шею любимой жены-трудоголика. Он целыми днями играет в танчики и сердится, что она не успела приготовить борщ до работы. В своем праве, мужчина же!
Странно, что никто из участников опроса не назвал, допустим, «Вам и не снилось», «Обыкновенное чудо», «Не могу сказать «прощай», «Три тополя на Плющихе», «Мелодии белой ночи»… Может быть, проблема в том, что во время неожиданного вопроса ответ в голову приходит самый что ни на есть банальный? Поэтому и список фильмов практически тот же самый, что и десять лет назад? «Любовь и голуби» — лидер среди отечественных; «Титаник» и «Красотка» — среди зарубежных.
«Красотку», кстати, российские телеканалы неизменно показывают в Международный женский день уже много лет подряд. Так что совсем скоро нам представится возможность пересмотреть нетленку с Джулией Робертс и Ричардом Гиром и поискать прицельно — кака така тут любовь?
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции