Пора занимать очередь за губернаторскими креслами
А к этому времени «нововведение» после адаптации к нему местных законодательств вполне может стать основой новой жизни в губерниях. Позже других, если не произойдет серьезных кадровых подвижек в верхах, своих глав будут выбирать москвичи и питерцы.
Прежде всего кому приписать инициативу старта политической реформы вертикали? Митинговой среде или реальной власти? И ставка в таком заочном споре не так мала, как может показаться. Власть не хочет и не может казаться слабой. Особенно в преддверии президентских выборов. И готова демонстрировать, что нынешние реформы не ответ уличной стихии, а давно задуманный процесс, отвечающий новой стадии зрелости общества. И учитывая обычные сроки подобных разработок, такое утверждение не выглядит конъюнктурным. Внесистемной же оппозиции, наоборот, важно показать, что Болотная площадь — это не место для прогулок, а центр реального воздействия на Кремль. А потому, мол, теперь можно выдвигать новые условия от имени улицы.
И, судя по заблаговременной утечке информации о готовности законопроекта, власть это понимает и серьезно готова действовать сейчас с максимальным опережением.
Другой аспект порожденных реформой горячих дискуссий сводится к вопросу о степени сохранения Центром своего влияния на усиливающуюся в таком случае независимость губернаторов и оставшихся местных президентов. У всех на памяти полуфеодальная вольница местных властителей в 90-х, что чуть не развалила страну. Хотя, с другой стороны, именно провинция добавляла красок политическому пейзажу, порождая реальных политических тяжеловесов.
Достаточно напомнить, как после неожиданной отставки Черномырдина именно трех-четырех губернаторов называли в числе возможных преемников. Сейчас такое трудно представить.
Между тем не секрет, что большинство американских президентов прошли школу губернаторства. И нынешние жалобы на зачищенность политического поля во многом порождаются односторонностью (за немногими исключениями) движения карьерных лифтов — в основном из столицы в губернии.
В конце концов, в самые политически разгульные времена Борис Ельцин находил способ отставлять демократически избранных губернаторов. Как он, например, поступил с брянским начальником Юрием Лодкиным. Так что формулировка «в связи с утратой доверия» как наиболее дипломатическая, видимо, останется в тексте и не станет неким исключением из демократических правил.
Другое дело, заранее вызвавший споры некий президентский фильтр, то есть право главы государства в предварительном порядке отстранять по объективным причинам кого-то из выдвинутых кандидатов. Известно, что это предложение сформулировал Владимир Путин, но чуть позже новый спикер Госдумы Сергей Нарышкин высказался за прямой допуск всех соискателей губернаторских кресел.
Пока, как утверждают, в тексте закона никаких ссылок на президентскую «цензуру» нет. Но ведь документу еще предстоит пройти, без сомнения, бурное думское обсуждение. И, к примеру, во втором чтении премьерская идея будет реализован.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции