Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Чипы, цены и война: чего боятся россияне

Сюжет: 

Ситуация с коронавирусом
Общество
Индекс тревожности за первый квартал 2021 года показал пропасть между центром и окраинами нашей страны. Пока Москва и Санкт-Петербург обсуждали протесты и действия силовиков, остальные регионы испытывали страх перед волками. Хищники и правда стали чаще выходить к людям и нападать на домашних животных. Но где мегаполисы, а где волки?

Особенно любопытна динамика страха. Например, в третьем квартале прошлого года мы боялись чипирования, вакцинации, увольнений и безработицы. Куда улетучились эти тревоги? Скорее всего, никуда, просто они стали менее популярными. Подобные фейки до сих пор передаются из уст в уста: жители регионов, с которыми мне довелось пообщаться, с удовольствием поведали о проделках Билла Гейтса. Говорили даже, что сами видели чипы, вводимые вместе с вакциной.

Кстати, в случае с вакцинацией тоже все неоднозначно. Если столичная публика хвастается сертификатами в Facebook, то стоит чуть отъехать от МКАД — начинается народный фольклор. Якобы все прививки вредны, и мы еще увидим муки добровольцев. Чего уж скрывать, грешат такими рассказами даже некоторые медики, готовые верить в чудодейственную силу гомеопатии, но не скрывающие неприязни ко всевозможным способам предотвратить распространение коронавируса.

Вообще, по ощущениям страхов прибавилось. Просто некоторые из них переросли в убеждения («Вакцинация — это плохо»), а другие временно отошли на второй план. Как, например, загрязнение окружающей среды. Если о нем меньше стали писать или говорить, то это не значит, что проблема ушла сама собой. Просто конфликт в Донбассе массовую аудиторию сегодня волнует гораздо сильнее местной свалки. Тут работает иная установка, передающаяся из поколения в поколение: лишь бы не было войны! Она куда сильнее других, ведь получена вследствие огромной коллективной травмы.

Чипы, цены и война: чего боятся россияне кадр из фильма «Отрыв»

Все остальные страхи тоже достаточно серьезны. Возьмем, к примеру, рост цен на продукты: он объединяет Москву и регионы. Все настойчивее с каждым днем нам рассказывают, как дорожают сахар, мука и, как следствие, пасхальный кулич. Редкие ответы госорганов, вроде «Мы все контролируем», доверия не вызывают, ведь каждый из нас ходит в магазин. И холодильник в итоге побеждает телевизор.

Напомню, природа любого страха исходит из потребности в безопасности. Чем больше тревог, тем более незащищенными мы себя ощущаем. В панике человек начинает метаться: какой путь ему выбрать? Например, если имеются сбережения, то при любом значительном колебании курса валют он задумывается о походе в обменник. Так появляется вторая большая проблема: мы не можем увидеть свое будущее. Разумеется, следует не буквально интерпретировать этот тезис. Речь идет о том, что стратегическое мышление, нацеленное на создание комфортной жизни в перспективе, заменяется тактическим — выжить здесь и сейчас.

Например, страх безработицы заставляет нас оставаться на нелюбимой работе, хотя уже давно возникло желание ее сменить. Этот же страх пробирается в нашу личную жизнь или даже наши сны. Один из антропологов, на лекции которого мне довелось побывать, рассказывал про кошмар китайского рабочего, которому снилось, что он упал, сломал руку и не смог больше трудиться. Точно так же и в нашу повседневную жизнь входят страхи, мешая надеяться на будущее.

Как победить тревоги? Есть ли рецепт? Некогда Стендаль писал, что страх не в опасности, а в нас самих. То есть мы сами воображаем большое зло и его боимся. С одной стороны, следует рассудительно подходить к некоторым темам, мыслить критически. С другой, всеобщая боязливость — данность нашего времени. Пока все смутно и всюду кризис, панические атаки будут накатывать волнами снова и снова. Пожалуй, только преодоление пандемии поможет несколько снизить градус тревожности.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.