«Пражская» в опале: зачем переименовывать станцию метро
Мне всегда было любопытно, для чего выдвигаются подобные инициативы? И почему под раздачу чаще всего попадает метро? В столице, например, есть некоторое количество специфически названных улиц. На память сразу приходит улица Куусинена. Мало того, что имя неудобно для произношения на русском языке, так еще и носитель его — лицо не самой кристальной репутации. То ли важный исторический деятель, то ли предатель собственного народа. Это как посмотреть. Или улица Верземнека. Большинство москвичей коверкают название, даже не задумываясь, какой такой примечательный человек стоит за этим топонимом. И правильно. Потому что задумываться толком не о чем.
Отто Карлович Верземнек не известен почти ничем, кроме того, что в 1916 году вступил в большевистскую партию, возглавил Красную гвардию двух районов Москвы в октябре 1917-го и тотчас геройски погиб от юнкерской пули. У меня, например, в то же время не менее трагически ушли из жизни два прадеда-юнкера, оборонявших Зимний дворец. И еще масса людей весьма благородных по обе стороны баррикад. Однако на всех таких героев географических объектов не напасешься.
Еще вспоминается шум вокруг переименования станции метро «Войковская». Ломались копья, писались письма, сыпались вопиющие факты и железные аргументы. Передовая общественность девятым валом катила на ненавистный топоним. Но вал разбился о прагматизм простых москвичей: более половины пассажиров проголосовали за то, чтобы не трогать привычное слово. А там потихоньку и «злодея», давшего имя станции, перестали трепать. И даже согласились, что мать-история помнит и более морально зыбких персонажей. Вот хотя бы Феликса Дзержинского.
Разумеется, Иван Степанович Конев — подлинный, бесспорный, легендарный герой и достоин топонима больше, чем все упомянутые лица, вместе взятые. Однако стоит ли уничтожать родную и привычную нам, москвичам, «Пражскую» из-за того, что сегодня мы не в ладах с официальной Прагой? Тем более глупо полагать, будто москвич, который спешит из пункта А в пункт Б на метро или за рулем, сможет выучить отечественную историю по названиям станций и улиц. Историю надо учить за школьной партой, по хорошим учебникам. А они у нас, как отметил президент Путин, в некотором дефиците. Лучше бы в этом направлении размышляла Госдума.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции