Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Невозможно запретить метеориты

Сюжет: 

Стрельба в Казани
В мире
Поставьте оружие вне закона — и все нарушители немедленно вооружатся. К такому выводу как к единому знаменателю более тридцати лет назад привели многочисленные дебаты о полном или частичном запрете владения, ношения и хранения оружия.

Дебаты пришли из Америки и заполонили Европу. Не потому, что в Европе в то время случились или резко участились случаи необоснованного применения оружия, а потому, что уже тогда было понятно, как зыбки границы и тесен мир: если стреляют в Америке, рано или поздно отстреливаться придется Европе. И далее — всем по параллелям и меридианам.

Сегодня мало кто помнит, что еще в семидесятых во Франции многие виды огнестрелов можно было запросто купить в крупных супермаркетах. Те, кому сегодня шестьдесят, сами себе не верят, вспоминая, что бывало и такое. И еще более поражаются, когда задумчиво констатируют: у всех знатоков и любителей были двустволки, но отчего-то не зашкаливало количество их криминального употребления.

На вопрос, отчего и почему первым признаком эскалации насилия являются заметно участившиеся отдельные выходки внезапных психопатов, любой доморощенный аналитик прежде всего заявит, что мир отнюдь не возмужал, но серьезно деградировал морально и физически. А сразу вслед за этим обвинит вторую поправку к Конституции США и потребует очередного запрета на хранение, ношение и применение «домашнего» оружия всем без исключения — вплоть до биатлонистов, охотников и полиции.

На вопрос же, отчего так серьезно деградировал мир, я бы ответила согласно собственным наблюдениям: бездумно и безумно пускают в ход оружие там, где давно не было войны. Там, где о ней забыли и думают, что это навсегда. Там, где комфорт кажется незыблемым и обязательным, как бесплатный воздух.

Выбитые стекла и двери в гимназии № 175 после нападения казанского стрелка Выбитые стекла и двери в гимназии № 175 после нападения казанского стрелка / Фото: Telegram/Baza

Зато у самого невзыскательного аналитика в закромах всегда имеется твердое, как кремень, убеждение, что все беды в любой стране мира — от второй поправки и именно из США. Весь основной негатив идет оттуда и статистика по негативу тоже. То, что мы сами творим на местах, добровольно подражая наиболее опасной моде от «гегемона планеты», во внимание не принимается.

И вот здесь полезно вспомнить, как во времена правления Обамы запущенные его оппонентами панические слухи о том, что он собирается отменить вторую поправку, привели к такому резкому возрастанию продаж индивидуального оружия, что многие аналитики приписали этот оказавшийся ложным вброс информации республиканцам, лоббируемым торговцами оружием. В результате слухов население бросилось скупать огнестрел как ошпаренное, фейк лопнул, походя забрызгав особенно рьяно проталкивающих его СМИ, а от перемены мест слагаемых сумма опять не изменилась: резкое возрастание продаж никоим образом не повлияло на традиционную статистику преступлений. Чем в очередной раз подтвердило отсутствие связи между количеством оружия в индивидуальном доступе и его криминальной реализацией.

Иными словами, наличие кухонных ножей у граждан любой отдельно взятой страны никак не соотносится с возможностью употребления этих предметов в качестве орудия преступления. Причины внезапно возросшего применения холодного оружия в одиночных нападениях на мирных европейских граждан нужно искать в чем-то другом.

К той же серии «возможных невозможностей» можно отнести и утопические, но опасные мечтания о ранней диагностике потенциальных социопатов, базируемой на скрупулезных наблюдениях за поведением каждого гражданина с самого детства, и донесение малейших кажущихся отклонений до сведения необходимых инстанций. Думаю, и пояснять не стоит, насколько зыбкими окажутся подобные прогнозы и к каким конкретно печальным результатам это начинание может привести. Достаточно внимательно пересмотреть фильм «Особое мнение» (Мinority report): там все очень точно и реалистично показано. Включая вывод: ничто не может быть предсказуемым, потому что oкончательный выбор — за тем, кто в последний момент решит, нажимать ли ему на курок.

Наконец, самая распространенная паническая попытка отрицать жестокую действительность — это регулярные риторические всхлипы на тему: когда же, наконец, исчезнут террористы, искоренится преступность и будет ликвидировано зло?! Дaвайте законодательно запретим стрельбу, разврат и катастрофы. Опустим железный занавес между нами и теми, кто не захочет соответствовать, — и все сразу успокоятся, всем станет хорошо, потому что некому будет подавать нашим детям дурной пример.

Хочется спросить исподлобья и глубоким голосом кинопровокатора: вы это серьезно?.. Разве вы уже однажды не констатировали на собственном опыте, как рьяно и неумолимо железные занавесы разжигают страсти и вожделение запретных плодов, в конечном счете обеспечивая сторонникам запретов результат, кардинально обратный ожидаемому? Вы действительно верите, что постановление не бросать камни в ближнего своего помешает упасть метеориту? Вы думаете, что, если запретить слюну, прекратятся плевки?

Зло вместе с его террористами, психопатами, насильниками и извращенцами неистребимо. Они, словно природные катаклизмы, некие пороки развития, врожденные дефекты вселенной, будут преследовать норму до скончания мира, сколько их ни запрещай. Отберите ружья — найдут гранаты. Спрячьте ножи — научатся оперировать маникюрными ножницами.

Их невозможно уничтожить, но с ними можно бороться. Иногда их получается вовремя нейтрализовать, а иногда — наказать достаточно сурово, чтобы еще вменяемые окстились и испугались. Единственное, чего с ними делать нельзя, — это избавлять от ответственности с помощью расслабляющих таблеток и отпускать на волю за хорошее поведение в заключении. Сказать откровенно, самых страшных из них (в человеческом смысле этого слова) кормить и отпускать, надеясь на чудесное перевоплощение, вовсе не следует никогда. И здесь, как легко догадаться, речь уже не о метеоритах.

Природный катаклизм нельзя ни запретить, ни вовремя обезвредить. Человеческий катаклизм чаще всего невозможно предугадать. Зато, в отличие от природного, уже свершенному человеческому катаклизму вполне реально не дать возможности повториться. Если ужесточить существующие законы. С вечной поправкой на абсолютно непредвиденное.

Ho в остальном, конечно, гораздо спокойнее и удобнее валить все на хорошо известныe и широко распространенные стереотипы, если самозабвенно искать виноватого, подавшего дурной пример. Cтереотипы удобны и малозатратны. Они позволяют не думать и ничего не предпринимать. Это «валюта», имеющая хождение по всей планете. Каждый покажет на самого видного издалека: он первый начал, и в том, что мы сами продолжили, ему уподобляясь, все равно виноват он.

На форуме крупной французской газеты под текстом о казанской трагедии, учиненной очередным «запрещенным метеоритом», можно погрустить над комментарием шокированного читателя: «Неужели и Россия теперь — Америка?..».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.