Подождем под дождем
Правда, в ноябре-декабре 1941-го температура в Подмосковье только в редкие дни опускалась ниже минус пяти градусов, но это не мешало всем битым немецким генералам и фельдмаршалам дудеть в одну дуду: воевать было очень холодно. Вот что вспоминал генерал-полковник Гейнц Гудериан: «14 ноября утром я посетил 167-ю пехотную дивизию и беседовал со многими офицерами и солдатами. Снабжение войск было плохим. Не хватало белых маскировочных халатов, сапожной мази, белья и прежде всего суконных брюк».
Да, в России холодно. Можно только подивиться мечтательности фюрера и его полководцев, которые планировали захватить СССР молниеносным ударом до наступления зимы. Самым умным из них вскоре стало ясно, что блицкригу — капут. И не только из-за катаклизмов погоды. Фельдмаршал фон Браухич осенью 1941-го записал в дневнике: «Своеобразие страны и своеобразие характера русских придает кампании особую специфику. Первый серьезный противник».
Другие немецкие генералы еще были полны оптимизма. 13 ноября в Орше на совещании начальников штабов вермахта обсуждалась целесообразность наступления на Москву в зимний период. В качестве альтернативы предлагалось на всем Восточном фронте до весны перейти к обороне. Но представители группы армий «Центр» решительно высказались за наступление на Москву. Обуславливая это тем, что наступившие легкие морозы позволяют обеспечивать подвоз к фронту боеприпасов, горючего и продовольствия.
Через 80 лет креативные ребята из Die Welt напишут ровно об обратном. Даже скучно говорить в ответ, что не надо пытаться переписывать историю. Она уже случилась. На Москву немцы бросили в бой 51 дивизию. У Красной армии было меньше дивизий и танков. Нашим солдатам тоже было холодно и голодно. Но выстояли и победили.
Известный британский историк Бэзил Лиддел Гарт решающим фактором военного успеха под Москвой назвал моральный дух: «Эта победа была одержана, прежде всего, мужеством и стойкостью русского солдата, его способностью выносить тяготы и непрерывные бои в условиях, которые прикончили бы любую западную армию».
А если правнукам побежденных интереснее считать, что фашистскую армаду засосала грязь, пусть себе считают. У них, в европах, ныне любые извращения — норма.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции