Сберкасса внутри меня
/ Фото: «Вечерняя Москва»

Сберкасса внутри меня

Бизнес
С банком лично, а точнее со сберкассой, я познакомилась в пять лет. Тогда мне впервые доверили отнести квитанции «Надежде Романовне в окошко». Преисполненная важностью момента, я несла жировку, стараясь не помять, поделовому занимала очередь, потом вставала на цыпочки и торжественно выговаривала: «Надежда Романовна, возьмите, пожалуйста!»

Кассир в окошке улыбалась, потому что знала моих родителей еще до моего появления, возвращала огрызок бумажки и сдачу с неизменным: «Не потеряй!» С тех пор прошло почти 30 лет: банкоматы, электронные очереди и металлический голос рассказывает про абонента, который временно недоступен.

Конечно, я не против научно-технического прогресса, но иногда кожей ощущаешь, как же это все не душевно. Приходишь в банк: красивые менеджеры в одинаковых рубашках, пластиковые стойки, все формально улыбаются и рассказывают что-то заученное из буклета. Любой вопрос «вне методички» вызывает недоумение и зависание.

Центральные офисы банков меня вообще в ступор вгоняют. Я себя там ощущаю как бомж на приеме у королевы.

От этого чувства не спасает даже тот факт, что это я несу в банк деньги, а банк, используя мои деньги, делает себе прибыль. Тем больше радуют мое провинциальное сердце ситуации, когда сидит кассир в крутом банке, обложенный компьютерами, принтерами и прочими техническими «помощниками», и кричит через весь зал: «Маша! Тут человек сто тысяч принес на счет, а у меня компьютер не работает!» Вся очередь начинает коситься на «миллионера», особенно те, кто пришел в банк за пенсией. Человеческий фактор, и никуда от этого не денешься, хоть обавтоматизируй все процессы.

С другой стороны, современный банк — радость социофоба. Все шаги понятны, все окошки подписаны, и не дай бог в очереди кто-нибудь обратится с уточняющим вопросом.

А банкомат — так и вовсе чудо техники. Ты ему пластик, он тебе деньги. Ты ему деньги, он тебе бумажку. Сейчас вообще есть такие, которые квитанции умеют сканировать сами, и не надо вставать на цыпочки и уж тем более учить наизусть имя и отчество кассира, чтобы сделать ему приятно, обратившись адресно.

Конечно, точность процессов — это прекрасно, да и надежнее все-таки, но вот снимаешь с карточки зарплату — и сказать спасибо некому. Ну, разве что помахать встроенной в безмозглую жестянку видеокамере. Может, на том конце кто-нибудь посмотрит и ответит: «Пожалуйста!» А Надежда Романовна, кстати, буквально пару лет назад только на пенсию вышла. И то не хотела, но освоить какую-то программу на компьютере так и не смогла. Не в сберкассе все-таки последние много лет работала, а в банке. Хоть и самым заметным отличием стало лишь появление вывески над входом.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news