Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Не будем мешать Христу

Общество
Рождество Христово. Господь является в мир Человеком, чтобы мы соединились с Ним воедино. Каким образом совершается наше сочетание с Богом?

Человек отпал от Творца, фактически совершил самоубийство. Это произошло в Адаме, а мы восприняли последствия его греха. И теперь мы нуждаемся в реанимации. Если бы Бог не был благим и любящим, Он мог бы сказать Адаму: «Ты выбрал этот путь и погиб, потому что сам этого захотел». Но Он так не сказал. Господь не только создал, но и спас человека. Даже лишение прародителей рая — это спасение: зло, повредившее человеческую природу, не становится вечным.

Наделяя человека свободной волей, Господь предвидел, что тот может отпасть от Него, и тогда понадобится искупление дорогой ценой. И все равно, являясь Любовью, Он создал нас. Ради нашего спасения безграничный Бог принимает человеческое естество со всеми несовершенствами ограниченного бытия и становится во всем подобным нам, кроме греха. Богочеловек Иисус Христос добровольно испытывает лишения временной жизни и завершает ее мучительной крестной смертью.

Спасение — это не однократный акт, а процесс, охватывающий всю земную хронологию человечества. Оно происходит непрестанно с момента, когда пал Адам, а закончится Вторым пришествием Христа на землю и Страшным Судом, после которого иссякнет земная история и спасенный тварный мир соединится с вечностью.

Воплощение Господа в определенное время — один из этапов этого процесса. Это краеугольный момент, наиболее важный в деле спасения, ибо Рождество Христа дало нам возможность соединиться с Ним ипостасно. Что это значит? Ипостась — это личностное существование. Каждый человек имеет свою, человеческую, ипостась. Петр, Елена, Иван — это конкретно существующие ипостаси, и в то же время мы составляем одну общность — человек разумный.

Православные стремятся обрести единство с конкретно существующим Господом — Иисусом Христом, в Котором соединились вторая Ипостась Святой Троицы — Сын Божий и наша человеческая природа. То есть каждая человеческая ипостась во Христе способна соединиться с ипостасью Сына Божия. В этом сущность спасения.

Пока Христос не пришел на землю, спасение — обретение единой жизни с Богом — для людей не было возможным. Соединение с иными существами, даже с высшими ангелами — бесплотными духами, наиболее приближенными к Богу, не спасает от греха и смерти. Ведь ангел — творение, как и мы. По этой же причине признаваемая человеком общность с его знаком зодиака или символическим животным года не может дать ему духовные силы, принести ему вечное счастье, да и земное тоже.

Наступление года Тигра не означает, что родившиеся в этот год люди обретают некие преимущества в спасении своей души от вечной смерти. Спасает только соединение с Господом. Ради этого рождается «Отроча Младо, Превечный Бог», как поет Церковь в эти праздничные дни Рождества Христова.

Вот о чем людям стоит позаботиться, так это чтобы в каждом из нас воссиял образ Христа. Ибо соединиться может только подобное. И мы должны уподобиться Христу, чтобы обрести с Ним единство. Этому стоит посвятить свою временную жизнь. Для этого она нам и дана.

Святитель Феофан Затворник объяснял, что существуют три ступени соединения человека с Богом, из них первая и главная — во время нашей земной жизни. На земле соединение со Христом возможно только в Его Церкви посредством таинств. Только в Церкви благодать Святого Духа реально соединяет нас с Христом.

Находясь в раю, люди общались с Богом непосредственно, «напрямую». Но в грехопадении человек утратил Божию благодать, которая была дана ему изначально. И сейчас мы имеем возможность общения с Богом через таинства. Когда видимым для нас образом священник — наделенный благодатью человек — совершает таинства, мистически действует Христос. Священник только просит Господа о том, чтобы таинство совершилось, Дух Святой пришел и вселился в нас и очистил нас от всякой скверны.

Не будем мешать Христу Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

Далее святитель Феофан говорит о том, что соединение с Богом продолжается на небе, в Его Царстве. Пока это происходит лишь отчасти, потому что пребывающие там люди «находятся еще не в целостном естестве своем», а только душой. Полнота наступит во время всеобщего воскресения, после последнего суда, «когда облекутся все в нетленные тела, тогда и с человечеством Спасителя сочетаются полнее, а чрез Него и с Божеством приискренне».

Таким образом мы видим, что соединение отдельного человека с Христом — это процесс, который начинается в земной жизни и потом постоянно развивается, становится все более тесным. Конца этому развитию не будет, потому что Бог бесконечен. А вот начало зависит от самого человека.

Если же кто не положит начало соединению с Христом здесь, на земле, можно ли надеяться, что Церковь вымолит, и человек будет включен в этот процесс со второй степени — в посмертной своей жизни? Надеяться можно, а гарантировать нельзя. Мы молимся за своих усопших вместе во всей Церковью, но сами стараемся успеть здесь положить основание соединению с Господом, которое продолжится за порогом нашей земной жизни.

Что мы можем сделать? Спасает нас Христос, и не за наши дела и подвиги, а по Своей любви и милости. Мы только должны не мешать Ему. В таинстве Крещения Господь зажигает в нас огонь любви к Нему, облекает нас в венцы, а мы, как говорит святой Николай Кавасила, должны не угасить этот огонь, не сбрасывать с себя венцов, не обнажать меч против себя, вступая на путь греха и смерти.

Даже ради своего здоровья человек готов отказаться от каких-то своих приятных привычек, если врач скажет, что они вредят. Например, с появлением диабета человек отказывается от целого списка продуктов, которые ранее любил. Так и ради собственной реанимации от греховной смерти нужно отказаться от того, что удаляет от Христа. Путь ко спасению у каждого свой, и усилия применить придется однозначно, если, конечно, есть желание обрести вечную жизнь с Богом.

Как себя подвигать на жертву ради любви к Христу? Необходимо читать Евангелие, чтобы знать, что хочет от нас Господь. Также полезно узнать мнение святых отцов на эту тему, чтобы избежать самообмана. Через это чтение надо постараться проникнуться соответствующим духом и стремлениями. Это действенный подход: читать священные книги, чтобы вновь и вновь видеть, что Господь ради нас претерпел.

Чтение душеполезной литературы помогает прикоснуться к опыту святых и узнать, в каких труднейших обстоятельствах наследовали свое спасение они и что они выдерживали, чтобы не разлучаться со Христом. Тогда наши труды станут для нас легкими, благословенными и желанными. Ведь Сам Господь Бог — Сама Милость, Любовь, Блаженство — становится Человеком нас ради и нашего ради спасения!

Даже тот, кто упустил время поста, не был на праздничной службе и не подготовился к встрече с Христом в таинстве Причащения, еще может успеть побывать в храме на богослужении в дни святок и праздник Богоявления (19 января), чтобы принять в свое сердце радость о пришествии в мир Спасителя. И любой человек в эти дни может начать приносить в дар Богомладенцу Христу веру в Него и жизнь по Его заповедям.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.