Транспорт можно комбинировать
Если выделять основные направления, то их три: оптимистическое, реалистическое и скептическое. Оптимисты утверждают, что велосипед способен стать альтернативой личному автомобилю и панацеей от пробок и плохой экологии. Скептики, в свою очередь, говорят, что с нашим климатом этому не бывать никогда. Реалисты обозначают ближайшую достижимую цель — сделать так, чтобы в 2030 году велопоездки составили не менее десяти процентов от общего объема пассажиропотока.
Мне нравится концепция мультимодальности и опциональности транспорта, на которую в последние годы делает ставку город. Это сценарий, при котором москвичи имеют возможность «собрать» оптимальный для себя маршрут из разных средств передвижения в зависимости от целей поездки, времени суток или года.
Для обеспечения мультимодальности необходимо развивать удобную и безопасную инфраструктуру, где нашлось бы место всем: и автомобилистам, и велосипедистам, и пешеходам, и людям на самокатах.
Отдельно подчеркну значимость проката, который, несомненно, является катализатором развития велосипедного движения. В этом сезоне на карте московского «Велобайка» открылись еще 67 новых станций, где можно взять в аренду велосипед. Во многих отдаленных районах города появится еще и электропрокат, который раньше был привилегией исключительно центра. Добавится и тысяча новых велосипедов, половина из которых — электрические. Это очень хорошие показатели развития.
Велосипедная культура в Москве пока еще только зарождается. Велопрокат доступен в 89 районах города. В городе создано около 100 километров выделенных велополос, есть велодорожки в парках. Это, конечно, очень хорошо, но пока все еще недостаточно.
Есть несколько моментов, над которыми необходимо поработать. Велодорожки пока есть не на всех улицах города, повсеместно их оборудовать попросту невозможно.
В таком случае, если выделенной полосы нет, велосипедист может двигаться по краю правой полосы или по тротуару, если он не мешает пешеходам. Скажу честно — жалобы на велосипедистов от пешеходов поступают, мы в столичном парламенте такие получаем довольно регулярно, однако я убежден, что со временем все мы научимся ездить грамотно и безопасно. И я говорю не только о велосипедистах.
К слову, велосипед — это не единственный компромисс между общественным транспортом и хождением пешком. Сейчас москвичи активно пользуются моноколесами, электросамокатами, гироскутерами и так далее. Все это многообразие объединено одним термином — «средства индивидуальной мобильности». В городе доступно уже около десяти тысяч прокатных электросамокатов, действует около 1300 пунктов проката.
Однако следует помнить, что теперь при аренде электросамоката в парке «Сокольники», на ВДНХ, в Парке Горького и в центральной части города скорость будет автоматически снижаться до 15 километров в час.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции