Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Когда своя ноша тянет

Общество
Пандемия коронавируса еще не завершилась, а Всемирная организация здравоохранения объявила о новой напасти — эпидемии ожирения в Европе. По данным ВОЗ, лишние килограммы есть у 59 процентов взрослых и каждого третьего ребенка. А тучность, как известно, способствует развитию едва ли не всех болезней цивилизации, в том числе инфаркта, инсульта, онкологии и сахарного диабета II типа. Из-за этого каждый год раньше срока умирают 1,2 миллиона жителей континента.

В России ситуация не лучше. Эндокринологи называют цифру — 40 миллионов наших сограждан имеют избыточный вес. По распространенности ожирения мы уже начинаем приближаться к эталонным в этом смысле США.

Нельзя сказать, что в России с этой тихой эпидемией совсем не борются. Толстякам врачи советуют похудеть, в основном ограничиваясь, правда, общими рекомендациями — поменьше есть и отказаться от сладкого. Недавно главный профильный институт Минздрава, НМИЦ эндокринологии, даже открыл школу лечения ожирения. Вносит свою лепту и ТВ, призывая россиян делать утреннюю зарядку и вообще как можно больше двигаться. В Москве для этого создаются все условия: строятся и обновляются спортивные площадки, прокладываются новые километры велодорожек.

И все же государство могло бы делать значительно больше. Целенаправленная борьба с ожирением — это не только пропаганда здорового образа жизни, но и жесткие меры экономического характера. Специалистам они известны.

К сожалению, вредная еда не только вкуснее, но и дешевле полезной. Поэтому главные источники лишних калорий — напитки с высоким содержанием сахара, кондитерские и мучные изделия — должны облагаться дополнительным налогом (такой опыт имеется, к примеру, в Мексике). Полученные средства следует направлять на субсидирование производства здоровых продуктов, потребление которых не грозит ожирением. Это фрукты, овощи, рыба, птица, нежирное мясо.

Когда своя ноша тянет Фото: Unsplash

Конечно, изменить привычный рацион питания взрослого человека чрезвычайно трудно. Совсем другое дело — ребенок, у которого привычки еще только формируются. Если мы действительно думаем о здоровье народа, надо запретить направленную на детей рекламу вредных продуктов. Всех этих шоколадок, газировок и прочих радостей, которые с младых ногтей формируют настоящую зависимость. Производители сознательно подсаживают молодое поколение на сладкую иглу. Слезть с нее проблематично, с высокой степенью вероятности человек будет покупать эти продукты всю жизнь. А производители — радостно потирать руки и подсчитывать барыши.

И еще один, не столь очевидный, но тоже важный момент. Исследования показывают, что дети, вскормленные грудью, менее склонны к ожирению, чем «искусственники». Это еще один аргумент за запрет рекламы молочных смесей для детей до одного года. Зачастую именно агрессивный маркетинг отнимает младенцев от материнской груди. Соответствующий законопроект прошел первое чтение в Думе, но нет никакой уверенности, что в итоге его примут.

Наконец, государство могло бы взять на себя расходы (или хотя бы их часть) на бариатрические операции, с помощью которых уменьшают объем желудка, в результате чего больной гарантированно худеет. До сих пор их делают только на коммерческой основе, и для большинства нуждающихся они недоступны.

…Каждому японцу, разменявшему пятый десяток, в рамках программы «Спасение нации» раз в год измеряют окружность талии. И если норматив превышен, «нарушителю» предлагают курсы для похудения, а его работодателя могут оштрафовать. В России такое трудно представить. Пришедших на диспансеризацию взвешивают, но больше для галочки, чтобы заполнить документацию. Человеку советуют похудеть, но реальной помощи он не получает. Как будто это лишь эстетическая, а не серьезная медицинская проблема.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты