Инфляция летом будет снижаться
Во-первых, летом поспевает урожай, появляются дешевые овощи и фрукты, а значит, затраты на продукты в целом снижаются. Во-вторых, я уверен, скажется и снижение ключевой ставки. Ведь кредиты уже начали дешеветь, а значит, производство оживляется, конкуренция между производителями растет. А чем выше конкуренция, тем ниже цены — закон рынка. В-третьих, как ни странно, снижению инфляции способствует и вовлечение в экономику России присоединенных территорий. Те, кто отдыхает в Крыму — а это миллионы людей, заметили, что стало больше дешевых продуктов. Их привезли из Херсонской и Запорожской областей, которые наладили в Крым прямые поставки.
В целом, я считаю, рост цен этим летом удастся сдержать. Главное, чтобы это не произошло за счет падения спроса: когда у людей становится меньше денег и они меньше тратят.
Осенью, я считаю, инфляция в России вновь начнет расти. Дело в том, что обязательно возродится импорт: через Казахстан, Киргизию, Китай мы начнем ввозить товары, которые нам из-за санкций не продают напрямую: это автозапчасти, станки, автомобили, гаджеты и бытовую технику определенных брендов. Изменение логистических схем неминуемо приведет к росту цен. Но вряд ли он будет критическим.
Во всяком случае, тот же Центробанк изменил свой прогноз с 18–23 процентов годовых до 17,1 процента. В Эстонии, для сравнения, по данным Евростата, инфляция уже составила 20,1 процента, в Литве — 18,5 процента, в Латвии — 16,4 процента. В целом по Европе — 8,1 процента, в США — 8,6 процента. Это рекордные значения, такого не было несколько десятилетий. Ведь сначала был коронакризис, потом санкции, от которых пострадал практически весь мир, — в общем, проблемы не только у нас.
Сдержать рост цен России поможет сельское хозяйство. В этом году, например, у нас ожидается рекордный урожай пшеницы — 87 миллионов тонн. Мы не только полностью обеспечим свой рынок, но и нарастим экспорт продовольствия. Очевидно, что будут расти наши доходы от экспорта нефти, газа и угля, поскольку цены на энергоресурсы из-за санкций только выросли. Да, сейчас нам трудно, экономика перестраивается, но все значительно лучше, чем нам обещали западные «партнеры».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции