Наблюдается пауза на перепутье
Июньская картина страны от Росстата такая — красивый пейзаж с аномально падающими ценами и полупридушенной в подворотне инфляцией, у которой нет сил даже просить подаяния. Статистика второй месяц подряд фиксирует рекордно низкие за всю историю наблюдений показатели инфляции. В июне изменение индекса потребительских цен составило минус 0,35 процента (месяц к месяцу).
Можно предвкушать новые победы? Может быть, но вспоминается так называемая голландская болезнь. В шестидесятые годы прошлого века в Нидерландах начали осваивать новое газовое месторождение, валюты хлынули в страну, подняли гульден и породили массу проблем, включая рост безработицы. Потом придумали, как быть со сверхдоходами: стали организовывать в странах фонды будущих поколений, которые раскидывали эти доходы по миру под хорошие проценты, не допуская вспышек нехорошей болезни. Так действовал и наш ЦБ, только деньги стащили. Теперь в Россию приходит примерно по миллиарду долларов в день за нефть и газ, а тратить их нынче почти некуда из-за санкций и воли корпораций.
Но не только в этом причина падения цен на товары. Надо вспомнить древнего экономиста Адама Смита, которого чтил Александр Пушкин. А. Смит писал, что каждый товар стоит ровно столько, сколько за него дает покупатель. Это базовое правило, все остальные слова — демагогия. Задерешь цены — не купят, уронишь — дефицит тут как тут. И что сейчас имеем?
Эксперты объясняют падение инфляции так: это коррекционное движение после мартовского шока. В февралемарте домохозяйства активно формировали запасы, опасаясь исчезновения многих товаров, в аптеках выстраивались очереди, с сахаром была катавасия. Теперь пришло время тратить запасы. Но есть и другие причины. По мнению солидных аналитиков, важнейшая из них — в провале доходов населения и снижении объемов кредитования. Конечно, это средние данные по стране. В разных уголках все идет по-разному. В Дагестане цены рухнули на 2,1 процента, в Севастополе — на 1,4 процента. А в Москве они выросли на 0,2 процента. Видно, где больше питаются со своего огорода, а где доходы позволяют не изменять привычным супермаркетам.
Эксперты отмечают, что сейчас распродаются по большей части прежние закупки товаров. На сколько их хватит, никто не предскажет. Надо быстро совершить поворот всей экономической машины от Запада в другие стороны. Бизнес что-нибудь придумает. Не понятно, что получится по части цен, вернее — по соотношению цен и качества. Пока же выходит потребительская передышка. Может, потом все будет еще лучше, может, и нет. Главное, чтобы деньги в наших карманах были и работа не ускользала.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции