Главное
Карта событий
Смотреть карту

Разглядеть грани таланта

Общество
«Сериальный актер» — часто звучит скептически, с легким намеком на то, что человек недостаточно талантлив, скорее ремесленник, чем творец. Впрочем, от подобного снобизма стоит избавляться.

Давайте будем честны, отвечая на вопросы, чьи лица скорее узнает зритель, чья фамилия вызывает ассоциации. Верно — артиста, который сыграл в том или ином нашумевшем сериале! Все логично. Полнометражное кино проходит за полтора или два часа, оставляет впечатления, след в душе и после — завершается. А сериал длится и длится, предоставляя актеру все больше экранного времени, чтобы проявиться и запомниться.

Многосерийное кино обрастает фанатами, его герои становятся почти родными, ведь вместе с ними зритель проводит не один вечер. Лица артистов становятся узнаваемыми. И качество сериалов все растет. Но талантливый артист многогранен. Самое прекрасное — когда в его фильмографии есть и сериалы, и авторские фильмы, а в жизни есть место театральным постановкам. Тогда можно оценить, насколько по-разному воспринимается один человек.

Вот динамичный и привлекательный персонаж в многосерийном фильме, где герой активно действует, принимает решения, поступками заявляет о себе. А вот глубокая личность, чьи эмоции и переживания проявляются на крупном плане, в деталях, в молчании, в морщинках в уголках глаз. На сцене же у артиста другой способ общения со зрителем — живая энергия, пластика, поза и интонации — все, что воздействует напрямую. У каждого типа искусства есть свои тонкости и особенности, свои краски.

Кстати, об этом. Говорят, каждый талантливый артист прежде все — личность. Хорошо, когда персонажи раскрывают разные стороны человеческого характера. Однако тут есть нюанс. Тот самый, который называют типажностью, из которой довольно сложно выбраться. Дело в том, что у каждого актера есть своя палитра эмоций, состояний и ценностей, которые он способен передать, воспроизвести.

Разглядеть грани таланта Фото: Unsplash

И когда произносят словосочетания «интеллигентный ученый», «неуправляемый спортсмен», «хороший полицейский» и так далее, в голове сразу рисуется примерный набор тех, кто может сыграть эти роли. Редко, крайне редко кому-то доверяют образ, идущий вразрез с представлением о личности. Не думаю, что это плохо, ведь, если говорить честно, за большинством невероятно талантливых артистов, которых я люблю, в моей голове закреплен образ, связанный с их личностью.

В конце концов, не зря говорят про отношение к роли как к «я в предлагаемых обстоятельствах». Ведь приятно наблюдать за тем, как по-разному мог бы выглядеть, действовать, жить человек, окажись он в других условиях, с иными биографией и мотивацией.

Признаюсь, на днях поймала себя на том, что во всем российском кинематографе я смогу назвать лишь двух артистов, которые кажутся мне не собой, а другими существами, иными душами в разных своих ролях, даже эпизодических, — это Сергей Гилев и Евгений Ткачук. И речь тут скорее идет о совершенно другой энергетике, ощущении от их персонажей, которые, к слову, лишь отдаленно схожи с людьми, которые их играют.

Хоть и тело одно, и голосовые связки, и легкие, а наполнение — разное. Впрочем, если присмотреться как следует, то и во всех их героях можно вывести какой-то общий вектор. Театр и кино — искусства, в которых произведения пишутся живыми людьми. Зрителей же цепляет что-то схожее, узнаваемое. Настраиваясь на персонажей, мы можем лучше понять себя, мир, научиться сопереживать. Главное — не бояться экспериментировать.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты