Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Санки для Анны Карениной

Общество
Санки для Анны Карениной
Фото: Нина Бурдыкина, «Вечерняя Москва»

Для Ники и Артема все в этом декабре было впервые. Первый общий декабрь, смеялась Ника. Наш первый общий декабрь, подчеркивал Артем. Делая акцент на слове «наш».

И действительно — все то же, что и до этого. Те же московские переулки, загадочные и милые, запорошенные первым пушистым снегом. Те же фонари, излучающие совершенно особый свет — теплый, золотой. В золотом свете и стремительно кружащиеся снежинки казались не серебряными, как говорят обычно поэты-самоучки, а золотистыми. Эти снежинки падали на воротник Артема, садились крошечными бабочками на Никины темные ресницы. Артем говорил: — Дай сдую снежинки.

И наклонялся к Никиному лицу, обдавал теплым дыханием, и снежинки исчезали. Ника смеялась, уворачивалась, а он искал ее нежные губы. И все это было впервые. И это была самая настоящая любовь. Нике было семнадцать, Артему, Темке — восемнадцать. Перед Новым годом пошли на каток в «Сокольники». Взяли напрокат коньки: Артему сорок третий размер, а Нике — изящные беленькие конечки тридцать седьмого. Артем катался вполне себе уверенно, а Ника стояла на коньках впервые. Вцепилась в руку Артема, попискивала от страха и восторга.

— Не бойся! Я с тобой! Я держу тебя! –— кричал Артем.

Кричал — потому что на весь парк гремела музыка. Хорошая музыка, ретро.

«Ландыши, ландыши, светлого мая привет». Хотя — какой май? Какие ландыши? Конец декабря! А голос разносится звонкий, чистый, холодный, как будто и он подморожен температурой в районе минус десять.

Сгущались голубые сумерки, над ледовыми дорожками зажглись яркие новогодние гирлянды. Кого только не встретишь на катке! Конечно, дети — толпой. Многие так хорошо, так ладно рассекают полозьями лед! Сразу видно — занимаются фигурным катанием. А вот гости с юга, стоят на коньках впервые, хохочут друг над другом. Блестят белозубо улыбки. «Снег холодно! Коньки страшно!» — говорят на камеру мобильного телефона. Ну, понятно.

Хотят отослать на родину немного видеоэкзотики… А вот подружки — парочками. И студентики — веселыми компаниями, как воробьи. Хотят познакомиться. На катке хорошо знакомиться. Весело. Иногда получается — серьезно. Но обычно, конечно, просто и без продолжений. Мелькают лица, улыбчивые, румяные. Снег, снег. И совсем скоро Новый год. А в Новый год всегда ждешь какого-то волшебства. Даже если ты уже не молод и подрастерял задор.

А вот странная пара. Все на них оборачиваются. Пожилой мужчина в пальто и черной ушанке ступает по льду осторожно. Не на коньках, а в коротких валеночках. И везет перед собой сани — толкает за причудливую изогнутую спинку. Такие сани, кажется, были популярны лет сто назад. Артем видел на фотографиях начала ХХ века. И, кажется, в книге «Анна Каренина» — в знаменитой сцене, где Кити приходит на каток, — тоже фигурируют такие вот саночки. Или это Артем додумал сам? Где-то точно видел… Может, в кино? На санях непременно должна сидеть важная дама.

И действительно ведь — сидит! Дама. Худая, изящная, в каких-то ретромехах… Медленно-медленно везет ее дед в ушанке. А Артем со своей милой Никой летят мимо, вперед! — Не заваливай ногу! — дает советы Артем.

— Что? Я не слышу! — кричит в ответ Ника. Как тут расслышать, когда такой шум… — Я люблю тебя! — неожиданно для себя сказал Артем.

И сказал-то вроде негромко, но вдруг показалось — стало тихо-тихо. Музыка замолчала, и утих людской смех, и детские радостные возгласы, и Ника резко остановилась. Такая маленькая, хрупкая, смешная в этой своей белой шапочке с помпоном. А глаза у нее огромные, темные. Артем думал — карие, а сейчас — он это отчетливо видит — не карие, а темнофиолетовые. Ни у кого на всей земле нет таких глаз.

В этих глазах отражается весь мир — и разноцветные лампочки иллюминации, и снежные хлопья. И тихо, так тихо, что слышно, как с тихим звоном падают на лед снежинки. Они словно хрусталь, только очень маленький, почти невесомый. Но ведь хрусталь о хрусталь должен звенеть. Пусть даже тихо, едва различимо. Дзынь! Упала Ника. Сидит и плачет.

— Ох я осел! Обещал держать и отпустил. Никочка, Никусечка, котенька моя. Не плачь! Ножка сильно болит? Поехали, поехали на скамейку, — засуетился Артем.

Опять гремела музыка и визжали дети. Ника сидела на скамейке, с которой Артем предусмотрительно стряхнул снег.

Надулась. Обиделась. Конечно, он виноват. Но что делать в такой ситуации — непонятно. Прощения уже попросил, сто раз. А Ника не отвечает. Молчит. И Артем замолчал. Трудно привыкать друг к другу, даже когда сильно любишь. Трудно понять, о чем молчит другой человек. О чем он обижается.

И вдруг все начинает раздражать — и мороз, будь он неладен, щиплет за щеки. И снег набился как-то в рукав и противно холодит. И музыка эта дурацкая, ну кто сейчас такую слушает? А Ника молчит и молчит.

И хлюпает носом. И белый помпон на шапке вздрагивает как-то совсем уж жалко и глупо… — Я кофе тебе принесу, — говорит Артем и едет к кафетерию. Кафешка довольно далеко, а там очередь, и он неожиданно рад этому. Потому что не знает, что делать с обиженной Никой. И жаль вдруг становится тех слов, «я тебя люблю», которые вдруг сами вырвались на синем морозном воздухе и, кажется, зависли и покрылись льдом.

Эти слова он произнес впервые… И она — Ника — безусловно их слышала. Ну, должна была услышать. И должна была ответить.

А она — промолчала. Значит, она не любит? Ему хочется плакать. Здоровому, высокому, жизнерадостному обычно парню.

 — Милая, посиди здесь, на скамеечке. Ты не замерзла? Я принесу тебе глинтвейна… Ника обернулась на голос. Это тот старик в кроличьей черной ушанке привез свою даму в мехах и пересаживает с санок на скамейку. Будто та — из хрусталя. С такой нежностью, осторожностью. С женщинами так и надо обращаться. А не то что этот дурачок Темка. Сердитая Ника трет снегом щеки, чтобы успокоиться. Она очень обижена на Артема. Потащил ее на коньках кататься, а она не умеет. Корова на льду, это про нее. Все смотрят и смеются. Спортивный веселый Темка уверенно кружится и даже подсечку назад делает.

А Ника только и может — вцепиться в него, как попугай в руку пирата, и катиться безвольно. На Темку все девчонки заглядываются. И наверняка думают: зачем ему такая вот нужна, нелепая, неспортивная? Да еще и грохнулась. Не больно, но очень обидно. Все «Сокольники», наверное, хохочут над ней… — Девочка, ты что, плачешь? — окликнула ее дама. — Что случилось? Ника посмотрела на даму.

— Отстаньте, — хотелось ответить. Но все-таки Ника была очень воспитанной юной барышней и не могла произнести такую грубость.

— Жизнь — боль, — сказала Ника.

Молодые очень любят так говорить. Когда ты юн и полон сил, назвать жизнь «болью» кажется эпатажной красивостью, от которой все должны прийти в восторг. И совершенно неожиданно для себя Ника, захлебываясь слезами, стала рассказывать этой незнакомой даме — старухой назвать ее было просто невозможно — про то, как она влюблена и как все было хорошо с Темкой, пока он не повел ее на этот глупый каток. Где она, конечно, опозорилась по пол-__ ной программе. И ничего у них больше не будет хорошего впереди. Ни-че-го.

А дама вдруг засмеялась, и в ее смехе будто зазвенели рождественские колокольчики. Совершенно молодой, звонкий смех.

— Ох как же причудлива жизнь. Мне кажется, она повторяет свои сюжеты вновь и вновь. Каждый раз — с новыми актерами. Ты не поверишь, детка, — как тебя зовут? Ника? Это Вероника? Прелестное имя! Ты знаешь, ты с Артемом — будто я и Николай Степанович шестьдесят лет назад. Да, ровно шестьдесят лет назад.

День в день — двадцать девятого декабря, и место то же, каток в «Сокольниках». Тогда, конечно, здесь все было не так. Не было этих гирлянд, ледяных дорожек. Но был каток, и была эстрада. И мы были такие же, как вы сегодня — очень молодые и очень глупые. И очень влюбленные.

И опять вдруг будто стихла музыка и детский смех, и катающиеся на коньках радостные люди исчезли в снежной пелене. Такой прием используют режиссеры в своих фильмах — отсекая все лишнее и ненужное, оставляют крупным планом только то, на что должен обратить внимание зритель… И Ника была этим самым зрителем; и она вдруг увидела чутким своим сердцем и каток в «Сокольниках», и небольшую уютную эстраду, и катающихся на коньках парочек. Среди них — московский студент Коля Журавлев. Он поддерживает под руку хрупкую Лидочку.

Лида впервые накрасила ресницы маминой тушью, и они, эти ресницы, похожи на крылья бабочки. Такие же большие и пушистые. Тушь — «Ленинградская», коробочка с черным брусочком внутри и маленькой щеточкой; надо намочить тушь и «навести» ресницы. Результат — потрясающий! Глаза как у Элизабет Тейлор. Лида намерена стать актрисой, а если не получится — то геологом, а Коля хочет строить ракеты. Двадцать девятое декабря 1958 года.

Через три года первый советский космонавт полетит к звездам. Пока это знаменательное событие еще не произошло, но Коля живет ожиданием большого счастья в великой стране. Он хочет быть причастным к завоеванию космоса. Он говорит без умолку только об этом… А Лида сердится, потому что ей нужно услышать именно сегодня, что она самая, самая, самая главная в его жизни. Важнее звезд и ракет. И Лида, сделав изящный пируэт, легко нагибается и лепит снежок: вот, получай, вот тебе спутник! Запущен! А Коля — ну, что Коля. Он тут же улавливает игру. И тоже лепит снежок. Который летит прямо в лицо Лидочке. Бабах! Течет черная тушь. Ресницы уже не похожи на крылья бабочки. Зато Лида похожа на плачущего Пьеро.

— Никогда не подходи ко мне больше! Слышишь? Я ненавижу тебя! — кричит она, отталкивает испуганного «космонавта» Журавлева и убегает прочь из «Сокольников». А Коля глупый, глупый. Он должен был бежать за ней и просить прощения, и, конечно, она бы простила.

Но он тоже обиделся. Она же первая начала игру в снежки, так что он сделал не так? Он еще не знал, наивный юный Коля Журавлев, что, если женщина виновата сама, попроси у нее прощения. И сразу после зимней сессии перевелся из своего московского института на кафедру в маленький городок, где как раз строили ту самую ракету, которая понесла улыбчивого Юру Гагарина бороздить космические просторы.

— А потом? — спрашивает Ника.

— Я всю жизнь любила его.

Хотя была два раза замужем, — вздыхает Лидия. — И он был женат. У него была очень славная жена, она родила ему прекрасных сыновей. Тамара Алексеевна умерла в прошлом году, и ты не подумай ничего плохого, Николай ходил за ней, как за младенцем, а она, между прочим, три года была лежачая. Николай оказался очень серьезным и очень заботливым, несмотря на тот глупый поступок на катке в «Сокольниках»… Он настоящий мужчина. И мы любили друг друга на расстоянии. Каждый год он писал стихотворение, посвященное мне. Двадцать девятого декабря. Завел тетрадку и записывал эти стихи туда. Только посвящение: Л. и год написания. Пятьдесят девятый, шестидесятый, ну и так далее. Эту тетрадь он показал мне только через двадцать пять лет после первого стихотворения. Тогда как раз я развелась с первым мужем, он сильно пил… Но, впрочем, не важно. Не хочу о нем вспоминать.

Так вот, тогда я сама разыскала Николая Степановича, собственно, чего его искать-то было — он жил в том же доме на Старой Басманной, что и прежде; и я сказала, что, наверное, это была чудовищная ошибка — то, что мы тогда расстались. А он показал мне эту тетрадь и сказал, что ни на один день не переставал любить меня, но теперь он не свободен, у него есть Тамара и пятилетний сынок, и скоро родится еще один ребенок… Мы посидели на скамейке в Саду Баумана — ты знаешь такой сад? Он тут, неподалеку. Поплакали. И расстались на долгие годы. Чтобы встретиться недавно. Чтобы больше уж не расставаться. Ведь у меня, в сущности, никого не было и нет, кроме Николая Степановича. Моего Кольки Журавлева.

— А дети? — шепотом спросила Ника.

— А у меня детей не было.

Бог не дал. Но я не жалею… Не жалею о том, как прошла жизнь. Потому что — она не прошла! Она продолжается. Хотя сейчас я уже не так хороша, как когда-то, шестьдесят лет назад… Любовь легко потерять. Иногда — слишком легко. Детка, помни об этом. А вот и наши рыцари. Похоже, они тоже познакомились.

Действительно — они подошли вместе, словно два товарища. Модный Темка, на коньках — чехлы, чтобы можно было идти, а не ехать, с двумя кофейными стаканчиками; и сухонький Николай Степанович, смешной гном в ушанке.

— Глинтвейна не было! Прости меня, моя богиня! Этот юный джентльмен порекомендовал мне купить тебе грушевый горячий чай с корицей. Но пока я его нес, чай, похоже, остыл… — Кофе тоже, похоже, остыл! — подхватил Тема.

Ника и Лидия переглянулись и засмеялись.

— Что смешного? — хором спросили мужчины.

— Просто мы с тобой, Темка, это они, понимаешь? Шестьдесят лет назад, — сказала Ника. — Я тебе потом объясню… Николай Степанович осторожно пересадил свою Лиду в сани с резной спинкой.

Она помахала рукой Нике и приложила палец к губам: молчок! Не рассказывай никому. У нас, девчонок, свои секреты… А метель разыгралась нешуточная. Совсем новогодняя. Очень быстро она замела следы от полозьев саней, и если бы Ника с Артемом не видели своими глазами — то не поверили бы, конечно, что кто-то в прогрессивном 2018 году катает любимую в санях с резной спинкой и записывает посвященные ей стихотворения в толстую тетрадь с коленкоровой обложкой. Ровным, четким почерком.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.