Невыплаченные железнодорожникам долги могут стать причиной отмены рейсов электричек
Пригородные пассажирские компании разослали по регионам России проекты соглашений, чтобы разрешить ситуацию по выплате железнодорожникам накопившихся долгов. Так выполняется поручение президента России Владимира Путина.
Текущая задолженность образовалась в результате перевозки пассажиров по регулируемым региональными органами власти тарифам. Как правило, органы власти субъекта РФ устанавливают тариф ниже экономически обоснованного уровня (или рентабельного). Исключения случаются редко (например, Ленинградская область недавно подняла тариф до рентабельного). Те убытки, которые образуются у перевозчика в силу установленного ниже рентабельного тарифа, должны компенсироваться за счет регионального бюджета. Компенсация убытков прямо предусмотрена федеральным законодательством Российской Федерации, а именно: Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»: «Потери в доходах перевозчика, возникшие в результате льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования, на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации».
Однако эти финансовые обязательства перед железнодорожными компаниями в полном объеме многие регионы, к сожалению, не выполняют.
Как сообщает ОАО «РЖД», за период с 2011 по 2013 годы задолженность регионов перед железнодорожниками составила в общей сложности более 24 миллиарда рублей. А ожидаемые выпадающие доходы перевозчиков в 2014 году могут достигнуть по имеющимся прогнозам 15,7 миллиарда рублей. При этом на их компенсацию в региональных бюджетах предусмотрено около 7,4 миллиарда рублей, то есть всего 47 процентов от необходимой суммы. Таким образом, объем недополученных средств у компаний-перевозчиков по итогам года может составить 8,3 миллиарда рублей. При этом в Москве и Московской области с учетом льготной ставки на инфраструктуру перевозку пассажиров по пригородным маршрутам Московской железной дороги планируется осуществить с прибылью. Еще в двух регионах – в Рязанской и Калужской областях – ожидается полная компенсация убытков компании-перевозчика.
Тем временем пять регионов, находящихся в зоне прохождения Московской железной дороги, не обеспечивают и половины компенсации потерь в доходах от пригородных перевозок. Так, в Тульской области этот показатель составляет всего 38 процентов, в Смоленской – 20, в Курской – 40, в Брянской – 4, в Орловской – 3. Кстати Брянская и Орловская области замыкают список из 28 субъектов России, которые потери в доходах от пригородных пассажирских перевозок по железной дороге практически не компенсируют.
Подобное неисполнение региональными администрациями своих обязательств может привести к полной отмене пригородных электричек в ряде российских регионов. Ведь в тех областях, где меры по погашению долгов региональными властями не приняты, объемы пассажирских перевозок постепенно приводятся в соответствии с оплаченным заказом, то есть с учетом перечисленных перевозчикам из бюджета средств. К слову, в этом году в ряде регионов страны около 430 пригородных поездов уже отменены. Так, в Курской области перестали ходить 23 поезда, в Брянской – 7.