сб 16 ноября 23:59
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Свет, музыка и приятное общение: в чем нуждаются домашние растения

Сергей Собянин рассказал о строительстве тоннеля на востоке БКЛ

Диетолог назвала продукты, которые сохранят стройность и здоровье после 40 лет

СК: Смерть Никиты Исаева не носит криминальный характер

Синоптик назвал предупреждения о торнадо в Москве бредом

В какой форме сборная России по футболу одерживала свои главные победы

Названы самые необычные способы борьбы с аэрофобией

Крупнейший искусственный каток Европы откроется в Москве

В России запретили использовать жилье для оказания гостиничных услуг

Соседка убитой в Крыму Даши Пилипенко рассказала о насилии в семье девочки

В Кремле определили сроки большой пресс-конференции Путина

«Ей могли устроить расправу»: друзья солистки рок-группы высказались о ее смерти

Жителей столицы пригласили на день рождения Деда Мороза

Аксюта прокомментировал слова Бузовой об участии в Евровидении

Пресняков-старший объяснил секрет долгого брака ленью

Как москвичи называли своих детей 100 и 200 лет назад

Свет, музыка и приятное общение: в чем нуждаются домашние растения

Цветы способны очистить воздух и обогатить его кислородом не хуже новомодных и дорогостоящих специализированных моек

https://pixabay.com

Растения живыми организмами называл еще Аристотель, но есть ли у этих организмов сознание? Некоторые эксперименты, проводившиеся нашими учеными, убеждают: да, есть.

Чего только не делают дачники, чтобы их сад-огород цвел буйным цветом и щедро плодоносил. Одни «выходят в поля» исключительно в соответствии с лунным календарем, другие удобряют почву вкусностями со своего стола, поливают витаминизированной водой. Капли волшебные на листочки капают, хитрыми способами у корней вскапывают, опрыскивают мультикомпонентными смесями. А кто-то включает кабачкам-баклажанам музыку, чтоб те слушали, наслаждались и шли от удовольствия в рост и в плод.

И пусть соседи крутят пальцами у виска сколько влезет, сторонники музыкотерапии для садовых и комнатных растений — на правильном пути. Включать лютикам-цветочкам, помидорам, укропу, да хоть камышам с баобабами музыку — реальный и действенный способ взбодрить зеленое насаждение и простимулировать его тянуться к солнышку, плодиться и размножаться. Еще древние индийские сказители описывали, как чудесным образом распускались в саду розы, стоило Кришне заиграть на флейте. Правда, объяснялась эта цветочно-музыкальная гармония исключительно божественными способностями исполнителя.

Не только индусы, никто в те незапамятные времена слыхом не слыхивал ни про плазму клеток растительных организмов, ни про то, что под воздействием музыки она начинает двигаться быстрее. Факт клеточного ускорения был доказан много-много позже. В 70-х годах XX века такое открытие сделали ученые из Швеции. К слову, для их советских коллег это не было сенсацией, поскольку к тому  времени в Советском Союзе уже постигли самую великую тайну мира флоры.

— Ничего удивительного, физика, — объясняет Виталий Фетисов, кинорежиссер, чья жизнь когда-то была связана с кибернетикой и научными экспериментами в сфере изучения сознания. Задолго до того, как посвятить себя кино, он, будучи студентом кибернетического факультета, параллельно работал в лаборатории эвристики (исследования творческого сознания — прим. «ВМ») в НИИ общей и педагогической психологии. Сотрудники этой лаборатории еще в конце 60-х годов распознали в представителях флоры признаки сознания (!).

Элементарно!

— Растения реагируют на музыку, поскольку природа мира вибрационная: мир — это волны, поля, — говорит Фетисов. — Звуковая вибрация влияет на все живое. Никто же не будет отрицать, что растения живые? Известный факт — вибрация, которую создают океанские волны во время бури, доводит людей до сумасшествия и даже до самоубийства. Человек сводит счеты с жизнью, чтобы только не слышать этого звука. Так же и с растением. Звуковая вибрация разного диапазона может либо убить его, либо подтолкнуть к развитию.

Таким образом, элементарно — волновой природой мира — объясняются и кажущиеся удивительными музыкальные пристрастия окружающей нас ботаники. К настоящему времени исследователи доказали, что, во-первых, классику флора уважает больше, чем рок, во-вторых, клавишным, ударным и духовым зеленые насаждения предпочитают струнные инструменты, а в-третьих, что комфортное время музыкального воздействия не должно превышать трех часов в день (если заставлять братьев наших зеленых внимать музыке ежедневно по восемь часов, в течение двух недель они, скорее всего, погибнут).

Включать лютикам-цветочкам, помидорам и укропу музыку — реальный и действенный способ взбодрить зеленое насаждение / Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Включать лютикам-цветочкам, помидорам и укропу музыку — реальный и действенный способ взбодрить зеленое насаждение

ФОТО: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Однако не физикой единой... Сейчас научное сообщество не особо активно в области изучения сознания растений, но в свое время кое-кто из кибернетиков и ученых-психологов не только не сомневался в сознательности травы, цветов, кустов и деревьев, самые смелые писали об их разумности научные статьи и публиковали книги. Первым во всеуслышание о том, что растения все понимают и чувствуют, заявил американский полиграфолог-криминалист Клив Бакстер.

Ай да Бакстер

— Например, был у него такой опыт, — рассказывает Виталий Фетисов. — Человек отрывал у цветка лист и уходил. Потом на драцену вешали электроды, и в комнату, где она стояла, попеременно входили разные люди. Аппарат не фиксировал изменений в состоянии цветка. Но стоило в комнату зайти тому, кто обидел драцену, линия на ленте начинала прыгать вверх-вниз. Что это, как не доказательство того, что растение узнало обидчика, заволновалось, испугалось?

В своей статье «Доказательство первичного сознания у растений» Клив Бакстер писал, что сумел зафиксировать у растений реакции, аналогичные реакциям человека. Кроме того, американец убеждал общество в способности флоры улавливать эмоции и мысли людей, а также реагировать на них соответствующе.  Бакстеровская идея биокоммуникации в свое время наделала шума, многие исследователи во всем мире пытались повторить его эксперименты, но поскольку внятных результатов они получить не сумели, гипотеза о сознании растений мировым научным сообществом была признана ненаучной. И только завлаб Пушкин с коллегами абсолютно точно знали, насколько прав американский полиграфолог. К тому моменту, как Бакстер поразил общественность своими выводами о разумности растений, советские ученые уже вовсю экспериментировали с психолого-биологическим взаимодействием.

— Об экспериментах Клива Бакстера писали в советских газетах, — вспоминает Виталий Фетисов. — Помню, когда мы прочитали заметку о его гипотезе, были возмущены беспределом, который он учинил. Я бы ему, честное слово, дал бы как следует, если бы была возможность. Ну разве можно так мучить цветок — сознательное, чувствующее существо! Это все равно что оторвать человеку руку для того, чтобы проверить, испытывает он боль или нет. Это же возмутительно!

Включать лютикам-цветочкам, помидорам и укропу музыку — реальный и действенный способ взбодрить зеленое насаждение / Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Включать лютикам-цветочкам, помидорам и укропу музыку — реальный и действенный способ взбодрить зеленое насаждение

ФОТО: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Ага, попались

По понятным причинам у Фетисова с коллегами и в мыслях не было повторять опыты американца, но свидетелями «бакстеровщины» они все-таки стали. Одна неприятная случайность привела наших ученых к еще более сенсационным открытиям. Кливу, как говорится, и не снилось.

— Дело было так. Я зашел в соседнюю лабораторию позвать ребят на обед, — рассказывает Виталий Фетисов. — Вижу, они что-то делают в комнате для экспериментов. Это помещение, разделенное на две части: темный кабинет, обитый для чистоты экспериментов свинцовыми пластинами, чтобы в него не проникали никакие волны извне, и аппаратная с техникой для наблюдения за ходом опытов. Обычно в свинцовую комнату сажали человека, вешали на него электроды, разным образом воздействовали и в аппаратной фиксировали показатели. Я спрашиваю: «Кто это у вас там?» А они что-то жмутся, хихикают. Мне любопытно стало, захожу в свинцовую комнату, вижу — там герань стоит в горшке, проводами обвешанная. Они ее притащили с подоконника в коридоре. Оказалось, эти двое попытались повторить опыт Бакстера. Я спрашиваю: «Вы что с цветком делали?» А они: «Как что? Веточки отламывали, листья резали, поджигали». Елки-палки, я бросился к герани, поснимал провода, упал на колени перед ней и стал молить о прощении: «Прости, — говорю, — этих ненормальных, они сами не ведают, что творят, больше тебя никто не обидит».

Коллегам из соседней лаборатории Фетисов, конечно, высказал все, что о них думает, не выбирая выражений, и, чтобы им неповадно было измываться над цветком и дальше, решил попробовать продемонстрировать то, что скрыто от глаз человеческих.

— Все знают, что растения живые, — подчеркивает Виталий Михайлович. — Но жизнь — это не белки, жизнь — это сознание.

Виталий снова аккуратно прикрепил к цветку электроды и сказал: «Только не бойся, пожалуйста, делать больно я тебе не буду». Сначала из аппаратной Фетисов начал включать в темной комнате свет — каждую секунду. Прямая линия, фиксирующая пишущим пером на ленте исходящие от герани импульсы, подпрыгнула вверх только при первой вспышке. И снова — покой, ровная линия.

— Конечно, кромешная тьма, а тут — яркий свет. Цветок не ожидал, — объясняет Фетисов.

Потом к каждой третьей вспышке молодой экспериментатор добавил звуковой сигнал. И реакция герани повторилась. С первым звуком она «встрепенулась», а на другие реагировала уже ровной линией. То есть никак. Вспышка, вспышка, вспышка со звуком... И снова: вспышка, вспышка, вспышка со звуком... Герань в комнате для испытуемых, кажется, уснула от монотонности окружающего ее мира. Но вот в какой-то момент Фетисов не дает звукового сигнала в положенное время. Вспышка, вспышка, тишина...

— Вы бы видели, как запрыгало перо! — торжествует Виталий Михайлович, описывая события 50-летней давности. — Это была настолько человеческая реакция. Что-то вроде тревоги от резко изменившихся внешних условий: «В чем дело? Как? Что? Где? А вдруг опять придут и будут поджигать?» В темной комнате, абсолютно недоступной для внешних полей, цветок выдал тревожные импульсы ни на что, на то, чего не случилось! Физикой здесь и не пахнет.

Побольше эмоций

А то, что произошло дальше, кинорежиссер Фетисов до сих вспоминает с трепетом ученого, сделавшего величайшее открытие.

— Понимаете, я понял, что между мной и геранью установился контакт, — пытается объяснить он. — Я просто это чувствовал и знал. Может быть, он установился в тот момент, когда я стоял перед цветком на коленях и освобождал его от проводов, может быть, в процессе эксперимента, не знаю, но мне было очевидно, что пожелай я донести до герани какую-нибудь мысль, мне не обязательно было говорить, цветок бы и так понял, поскольку был со мной на одной сознательной волне. Но я взял микрофон и начал говорить в него. Делалось это специально для тех двоих шутников, которые во время эксперимента стояли рядом со мной в аппаратной. Я сказал: «Дорогая герань! Если ты уважаешь этих двоих, которые тебя истязали, пусть перо нарисует пик вверх, а если нет — пусть будет пик вниз. И как только я это сказал, перо резко опустилось вниз и замерло. И потом медленно-медленно, волнообразными движениями вернулось в исходное положение. У двоих моих приятелей челюсти отвисли, честное слово!

С растения можно считывать состояние человека и наоборот / https://pixabay.com/ru

С растения можно считывать состояние человека и наоборот

ФОТО: https://pixabay.com/ru

Многострадальную герань вернули на ее место на окне. А исследователю и студенту Виталию Фетисову пришел в голову абсолютно новый способ изучения сознания растений. Через прямой контакт с ними человека, которого для начала нужно ввести в состояние гипноза.

Экспериментатор понял: для того, чтобы братья наши хлорофилловые входили с хомо сапиенс в ментальную связь, человек должен, как написано в книге «Парапсихология и естествознание», «переживать эмоциональное состояние максимально интенсивно». Вот почему, понял Фетисов, многие попытки повторить результаты опытов Бакстера провалились. Из-за отсутствия сильных эмоций. А опытный гипнотизер способен пробудить в испытуемом самые сильные переживания. Фетисов предположил, что с растения можно считывать состояние человека и наоборот.

— Для экспериментов я взял у мамы дома цветок, — улыбается Фетисов. — Мама называла его клевия. Мы провели с ним множество опытов по установлению биокоммуникации. Прежде знакомили растение и человека. Потом погружали человека в состояние гипноза. Погруженные в гипноз люди рассказывали, как чувствует себя клевия, о чем думает, иногда принимая свои эмоции за эмоции растения. В итоге мы даже фиксировали полное совпадение пульса человека с импульсами, которые считывали с клевии. Цветок и человек становились как будто единым сознанием. Прямо как в фильме Джеймса Кэмерона «Аватар»... Эти эксперименты мы начали проводить в 70-х годах прошлого века, — подводит итог своему экскурсу в прошлое Виталий Михайлович. — Но с тех пор наука в этом направлении почему-то не продвинулась. Может быть, по той причине, по которой мы больше не слышим слова «кибернетика». Я уверен: люди могут выходить с миром растений на прямой контакт без всякого гипноза, но для этого они должны вспомнить, как жить по заповедям.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Ретеюм, директор ботанического сада МГУ имени Ломоносова «Аптекарский огород»:

— Современная наука привыкла считать, что у растений нет ни органов чувств, ни сознания. Но еще очень многое в мире растений осталось неизученным. Возможно, у растений есть какие-то энергетические поля, с помощью которых они могут передавать и принимать информацию, но это еще надлежит узнать. Есть что-то метафизическое. Не зря же говорят про так называемые зеленые руки садовников. Кто-то может за час посадить 100 цветов — и все приживутся, а кто-то 10 — и все погибнут. Да, отчасти это профессионализм. Но, по-моему, что-то еще.

КСТАТИ

Между тем во многих странах мира растения щедро «подкармливают» культурной пищей. Например, во Франции пользуются популярностью диски с записями специально отобранных произведений классической музыки. Такие же можно купить и у нас через Интернет или просто включать и слушать онлайн. Это обязательно стоить сделать, чтобы убедиться: не вся «растительная музыка» — сплошь мелодичная классика. Есть специфические треки, перенасыщенные электронными звуками и повторяющимися элементами мелодии. Американцы на фермах тоже часто включают тематические аудиозаписи для целенаправленного воздействия на растения, а в теплицах Китая устанавливают «звукочастотные генераторы», которые передают звуковые волны.

Читайте также: Человек и огород. Алексей Ретеюм уверен, что со временем города превратятся в лес

Новости СМИ2

Георгий Бовт

Как мы перешли к рынку

Михаил Бударагин

Павлик жил, Павлик жив

Алексей Зернаков

Руки прочь от реконструкции

Юрий Козлов писатель, главный редактор «Роман-газеты»

Защита «длинного чулка»

Анатолий Сидоров 

Эпоха наглости и хамства

Ксения Ефимкова 

Пить и не стесняться

Оксана Крученко

Эгоистки с прицепом

Александр Лосото 

Литература без срока годности

Вторая жизнь отходов. Как промышленность использует выброшенный мусор

Путают наречия и порядок слов в предложении

Cемиклассница победила соперников и побила рекорд

Научись играть на укулеле