Ожидание метаморфоз: Россия разрабатывает новые меры противодействия региональным конфликтам
В Санкт-Петербурге проведен саммит глав стран СНГ. Собрались президенты России, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и премьер-министр Армении. Не приехала на саммит лишь президент Молдавии, которая занимает откровенно прозападную позицию. Зато прибыл президент Туркмении, которая является ассоциированным членом СНГ. Стоит напомнить, что за свою историю СНГ потеряло двух членов — Грузию (2009) и Украину (2018).
В СНГ много параллельных объединений — ОДКБ, Союзное государство, Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество и Евразийский банк развития, Единое экономическое пространство, Межпарламентская ассамблея СНГ. В отличие от структур Европейского союза, где тон задают никем не избиравшиеся и назначенные с одобрения США глобалисты-менеджеры, все институты СНГ являются добровольными и построены на соблюдении национальных традиций. Об этом свидетельствует ротация в институтах СНГ.
Сам факт того, что СНГ существует уже больше 30 лет, говорит о том, что союз является взаимовыгодным. Какие бы ядовитые стрелы ни выпускали в адрес Российской империи и коммунистического режима СССР радикальные националисты, добровольное объединение получивших независимость государств в новое политическое содружество говорит о том, что оно отвечает глубинным интересам народов одной шестой части земной суши.
Морские колониальные державы Запада выкачивали из колоний богатства, прибегая к рабскому труду и изуверским жестокостям по отношению к местному населению. Если Россия и была колониальной империей, то, поглотив новые территории, всемерно способствовала их расцвету. Может быть, дело в том, что это была сухопутная империя, когда метрополия и новые земли сблизились. Заводы, наука, образование пришли в эти края из России. На каком витке истории находились бы Кокандское ханство и Бухарский эмират, прозябавшие в XIX веке в темном феодализме? Без боязни ошибиться — жили бы на уровне соседнего Афганистана, который отрицает достижения цивилизации и не вылезает из опустошительных войн.
Какие прогнозы можно выстроить в отношении СНГ на 2023 год? Прогнозы на 2022 год оказались в глубоком пролете. Специальная военная операция перевернула прежние представления, ускорила увядание однополярного мира и создала новые полюса притяжения в политике и в экономике. Глобальные пертурбации не могли не сказаться на СНГ, благополучие которого зависит от России, окруженной частоколом из 13 тысяч санкций и рестрикций.
Президент РФ Владимир Путин на саммите подчеркнул, что товарооборот в рамках СНГ растет и в 2022 году достиг 100 миллиардов долларов. Много это или мало, непонятно. Но следует отметить, что половина показателя — товарооборот между Россией и Белоруссией. То есть между другими странами — тонкий ручеек. Из этого можно сделать вывод, что если члены СНГ желают ускорить экономическое развитие, им полезно учесть опыт многовекторной интеграции России и Белоруссии.
При этом надо признать, что благополучие стран Средней Азии напрямую зависит от устойчивости экономики России, которая обеспечивает работой армию мигрантов из этого региона численностью, только по официальной статистике, в шесть миллионов. В некоторых странах 30–40 процентов национального ВВП — денежные перечисления от гастарбайтеров. Десятилетия Россия остается второй страной в мире после США по численности трудовых мигрантов. Нет оснований сомневаться, что в 2023 году приток мигрантов из стран СНГ в Россию при дефиците рабочих рук, стабильной зарплате и множестве крупных инфраструктурных проектов меньше не станет.
Однако неизвестно, удастся ли конвертировать экономическую зависимость в слаженные и выгодные для России политические решения хотя бы при голосовании в международных инстанциях, которые как на ксероксе штампуют антироссийские решения. Ни одна страна СНГ и даже ОДКБ не принимает участия в специальной военной операции и не оказывает России ни малейшей поддержки в этом направлении. Правда, эти замечания не относятся к Белоруссии, которая находится под гнетом разнообразных санкций от недружественных государств. Страны СНГ не отважились признать Абхазию и Южную Осетию, не осуждали очевидных фактов русского геноцида на Донбассе. Не думаю, что ситуация изменится в 2023 году.
Большинство стран СНГ напоминают ласковое теля, который две матки сосет. Зависимая экономика, отсутствие политической традиции, борьба кланов и, в итоге, слабое государство, над которым витает угроза «цветной» революции или стихийного бунта, — все это общие признаки стран СНГ. Да, им выгодно сохранение добрых отношений с Россией, потому что только Россия в трудную минуту придет на помощь, что подтверждалось неоднократно. Однако без прочих партнеров, которые часто занимают антироссийскую позицию, остаться боязно. Яркий пример — долгий этнический конфликт на Кавказе, где при решающем миротворческом участии России стороны постоянно заискивают перед третьими силами.
Президента России Владимира Путина не назовешь лакировщиком действительности. Да, он собрал гостей в Санкт-Петербурге. Но честно признал, что между странами СНГ немало конфликтов. В них вовлечены Армения и Азербайджан, Киргизия, Казахстан и Таджикистан, Украина и Грузия, Молдавия… Президент России признал, что необходимо разработать новые меры противодействия региональным конфликтам. Но беда в том, что эти конфликты подогреваются из-за рубежа с целью создать напряжение по периметру России. Наведенный хаос и организованные беспорядки — политический инструмент, который Запад не выпускает из рук, как штурман в тумане держится за руль. Курс Запада не изменится и в 2023 году. Задача России и союзников по СНГ не попасть в водоворот губительных провокаций.
2023 год объявлен в СНГ Годом русского языка. Действительно, русский язык является средством межнационального общения. Экономическое сотрудничество немыслимо на языке жестов, не говоря уже о совместных проектах в области науки, образования, культуры. Однако русский язык — это еще и средство поддержки русской диаспоры, которая сохранилась в странах СНГ. Уверен, миграция русских из-за местного национализма губительна для каждой страны. Не только по той причине, что русская диаспора сохраняет высокий образовательный потенциал, необходимый в экономике. Русская диаспора стабилизирует политическую ситуацию.
За примером далеко ходить не надо. 2022 год начался с массовых беспорядков в Казахстане, которые грозили вылиться в госпереворот. Десант ОДКБ не только пресек погромы, но буквально спас государственность и сохранил власть и, не исключено, жизнь президенту Токаеву. Важный вопрос: если бы русских не выдавливали 30 лет из Казахстана, случились бы волнения в городах, построенных русскими? Алма-Ата, исторически казачья крепость Верный, на момент распада СССР на 75 процентов была русским городом. За короткий срок русских в Алма-Ате стало в три раза меньше.
Русские могли бы оказаться гарантией стабильности в Казахстане. Погромы начались в Жанаозене (Новый Узень), где 30 лет большинство населения составляли русские, а сейчас их не осталось вовсе. Не от хорошей жизни бежали. Спасались от радикального национализма, на который делали ставку местные начальники, умевшие льстиво улыбаться при визитах в Москву. Извлекут ли главы СНГ необходимые политические уроки, покажет 2023 год.
Русский язык для стран СНГ — живая вода. Русский язык не только для общения. Он для сохранения политической устойчивости и выживания еще неокрепших молодых государств. Но и для России продвижение русского языка в союзные и дружественные страны — это мягкая сила, аналог пограничной заставы…
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:
— В 2023 году нашим соседям будет очень тяжело. Дело в том, что они оказались между молотом и наковальней. С одной стороны, совершенно очевидно, что их будут давить США — чтобы те не помогали России. Давить они будут через свои транснациональные монополии, которые встроились в экономическую систему стран СНГ, через Всемирный банк и МВФ. Не зря глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди уже сказал, что его страна «не будет помогать России обходить санкции». С другой стороны, тот же Казахстан, да и другие страны СНГ четко понимают, что именно Россия — гарант их безопасности и того, что «оранжевые революции» удастся подавить. Плюс они буквально зажаты между нашей страной и Китаем — двумя союзниками и мощными державами, от границ которых им никуда не переехать. В общем, они — хотят этого или нет — будут просто вынуждены придерживаться многовекторной политики. По-русски говоря, «и нашим, и вашим». И чем дальше, тем сложнее будет этой политике следовать. Ведь совершенно очевидно, что противостояние по линии «Россия плюс Китай» против США и ЕС будет только обостряться. Возможно, странам СНГ рано или поздно придется пристать к какому-то берегу. Иначе просто «съедят».
Вячеслав Поставнин, руководитель Научного центра Еразийской экономической интеграции и сотрудничества:
— Не только в 2023-м, но и в обозримом будущем мы со странами СНГ просто обречены сотрудничать. Дело в том, что России остро не хватает рабочей силы. А в Таджикистане, например, на рынок труда ежегодно выходят 50 тысяч молодых людей. В Узбекистане — все 300 тысяч! Достаточного числа рабочих мест в этих странах физически нет. И поехать трудиться им тоже особо некуда. В Турции и на Ближнем Востоке — засилье мигрантов из Пакистана, Бангладеш, Сирии и Ирака. Европа наводнена выходцами из Африки, Ближнего Востока и Украины. США — далеко, да и не ждут там парней из Средней Азии — хватает мексиканцев. Так что вся Средняя Азия, а также Армения и Азербайджан просто обречены сотрудничать с Россией — работать где-то нужно! Кстати, в этих странах огромная часть экономики и госбюджета зависит именно от зарплат трудящихся в России мигрантов, которые они переводят близким. Если мы вдруг по каким-то причинам введем с одной из этих стран визовый режим и поток мигрантов свернем, то их экономика как минимум зашатается. А то и рухнет. Да, США и ЕС будут давить на страны СНГ вторичными санкциями и всячески стараться «увести» от России. Но они никуда не денутся: будут с нами сотрудничать.
Сергей Марков, директор Института политических исследований:
— Страны СНГ — не многовекторные, а безвекторные! Они, конечно, хотели бы многовекторными быть, поддерживая хорошие отношения и с США, и с ЕС, и с Ираном, и с Россией, и с Китаем, да вот не получается. Или туда, или сюда! Так что в 2023 году, я уверен, они просто затаятся и будут пытаться переждать шторм, не примыкая ни к одному из лагерей. При этом, конечно, они будут помогать России обходить западные санкции. Ну хотя бы потому, что им это выгодно — можно хорошо заработать. Делать это открыто, как Турция, они не могут себе позволить, так что станут втихую. В позиции стран СНГ будет многое зависеть от отношений России и Запада. Если они станут менее деструктивными, то страны СНГ будут к нам ближе. И наоборот. Но их положению не позавидуешь.
Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»:
— Россия ближе странам СНГ, чем Евросоюз и США, — географически, экономически и культурно. Поэтому совершено очевидно, что наши отношения будут крепнуть. Странам СНГ просто выгодно дружить с нами. Не зря часть их уже вошли в Евразийское экономическое сообщество. Это ситуация, когда экономика рулит. Вот пример. Несмотря на все санкции, ввоз в США товаров из России в этом году не снизился, а, напротив, вырос — потому что Штатам это выгодно. Второй пример: между Россией и Украиной идут военные действия, но газопровод через территорию этой страны продолжает исправно работать. Почему? А тоже потому что выгодно. Поэтому, я уверен, представители стран СНГ будут повторять заклинания про то, что не поддерживают Россию, а сами станут делать то, что для них выгодно. А выгодно для них с Россией сотрудничать. Сейчас, например, на рынок бытовой техники заходят бренды из Средней Азии: они заменяют собой ушедшие мировые. Через страны СНГ вовсю идет параллельный импорт. В банках этих стран граждане России получают карты VISA и MasterCard. В общем, проблем я не вижу.