Договор СНВ-3: как Россия и США решали вопрос о взаимном контроле ядерного оружия и что будет теперь
Сюжет:
Эксклюзивы ВМРоссия объявила о приостановке участия в договоре СНВ-3 между Россией и США. В рамках этого договора страны контролировали ядерный потенциал друг друга, при этом данный документ был далеко не первым подобным договором между странами. «Вечерняя Москва» разбиралась, каким образом осуществлялся контроль, как он менялся с течением времени и чем может быть чревата приостановка сотрудничества между странами.
Постепенное разоружение
Впервые о взаимном контроле ядерного оружия СССР и США начали договариваться еще в конце 1960-х. Именно тогда потенциальная угроза серьезного конфликта на фоне роста арсеналов обоих государств стала вполне реальной. В ходе переговоров страны договорились о целом ряде соглашений. Например, в 1972 году СССР и США запретили наращивание количества межконтинентальных баллистических ракет. Спустя семь лет стороны приняли решение ограничить количество ядерных боеголовок до 2250 штук.
Однако в 1970-х и в США, и в СССР появились ракеты, обладавшие более опасными характеристиками и при этом не учитывающиеся в договоренностях между странами. Понимая угрозу, руководства стран в 1987 году подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, согласно которому новый тип вооружения попал под полное уничтожение.
В 1991 году, незадолго до распада СССР, был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, ставший известным по аббревиатуре СНВ-I. Согласно договору, стороны должны были в течение семи лет уменьшить свои арсеналы ядерного оружия до 6000 ракет.
Так как у Бориса Ельцина сложились хорошие отношения с американским руководством, в 1993 году страны решились на следующий шаг по сокращению ядерного арсенала. Новый договор, получивший название СНВ-2, предусматривал поэтапное уменьшение максимального количества ядерных боеголовок, которое должно было снизиться до 3,5 тысячи у обеих стран к 2008 году. Однако в США этот договор так и не был ратифицирован. В 2002 году Россия и вовсе отказалась от участия в нем, когда Штаты сообщили о намерении выйти из Договора об ограничении систем противоракетной обороны.
Чтобы избежать накала обстановки, в том же 2002 году США и Россия подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). В этом документе предусматривалось сокращение максимального количества ядерных боеголовок до 1700–2200. При этом договор СНП можно было легко обойти, так как в нем не прописывались четкие условия ликвидации зарядов и взаимных проверок.
Создание следующей версии договора СНВ обсуждалось еще до событий 2002 года. В первый раз предложение о разработке такого документа было вынесено весной 1997 года на встрече президента России Бориса Ельцина и лидера США Билла Клинтона в Финляндии. В тогдашней версии предполагалось, что количество стратегических боеголовок стран не должно превышать 2500 штук. Однако тогда достигнуть соглашения не удалось.
В следующий раз тему СНВ-3 поднял летом 2006 года Владимир Путин. Разработка документа началась в 2009 году после встречи президентов Барака Обамы и Дмитрия Медведева. Договор был ратифицирован в декабре 2010 года в США и в январе 2011 года в России. Согласно документу, предполагалось, что никаких ограничений на системы противоракетной обороны не накладывается. Также было прописано, что спустя семь лет после его подписания в России и США должно остаться не более 700 межконтинентальных баллистических ракет, максимум 1550 единиц боезарядов и не более 800 единиц развернутых и неразвернутых пусковых установок.
Действие договора было рассчитано на 10 лет и сохранялось до февраля 2021 года с правом продления еще на пять лет. При этом и Россия, и США могли в одностороннем порядке выйти из него. Несмотря на сложные отношения между странами, в январе 2021 года Россия и США договорились продлить договор до 2026 года.
21 февраля 2023 года президент России Владимир Путин во время послания Федеральному собранию заявил о приостановке участия РФ в договоре.
Как инспектировали
В советские годы и сразу после распада СССР уровень доверия между Советским Союзом и Штатами в вопросе контроля ядерного оружия был относительно высоким. По мнению некоторых экспертов, он даже был выше, чем в более позднее время. Страны активно проводили взаимный контроль за выполнением всех обязательств: в частности, проверяли, действительно ли уничтожались ракеты и пусковые установки, оценивали технические характеристики ракет и так далее.
Военные эксперты из России могли попасть на склады ядерного оружия и места базирования в Америке, и наоборот. Специалисты имели доступ к местам загрузки ракет, складам и пунктам ремонта. Именно инспекционная деятельность и взаимный обмен данными, которые были получены в результате испытательных пусков, были основными способами взаимодействия России и США.
Испытания — только с ограничениями
Первое ядерное испытание в Советском Союзе состоялось в 1949 году на Семипалатинском полигоне. Тогда советские военные изучали, как ядерные взрывы воздействуют на разные объекты и на подопытных животных. По официальным данным, до конца 1962 года в СССР провели свыше 200 испытательных взрывов.
Летом 1963 года был подписан знаменитый «Московский договор» (он же — Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой). Согласно этому документу, СССР отказывался от любых ядерных испытаний, кроме подземных. С 1949 и до 1990 года подавляющее большинство взрывов было проведено на Семипалатинском полигоне. Имелось и несколько других площадок для испытаний: Капустин Яр (Астраханская область), полигон на Новой Земле и другие. Последнее ядерное испытание в СССР состоялось в 1990 году на Новой Земле.
В современной России ядерные испытания не проводились. США прекратили испытания только в 1992 году.
Россия обновляет арсенал
Во время послания Федеральному собранию 21 февраля 2023 года президент России Владимир Путин также обратил внимание на то, что в России поставлены на боевое дежурство обновленные стратегические комплексы наземного базирования.
— США и НАТО прямо говорят о том, что их цель — нанести стратегическое поражение России. Они что, после этого как в ни в чем не бывало собираются разъезжать по нашим оборонным объектам, в том числе новейшим? Неделю назад, например, мною подписан указ о постановке на боевое дежурство новых стратегических комплексов наземного базирования, — заявил российский лидер.
Путин также подчеркнул, что из-за позиции Запада России нужно быть готовой к возобновлению ядерных испытаний. По его словам, российское руководство в курсе планов США, намеревающихся провести новое испытание ядерного оружия.
Попытка спасти ситуацию
Как в беседе с «Вечерней Москвой» отметил политолог Сергей Маркелов, последняя версия договора СНВ была вынужденным шагом в надежде сгладить отношения между странами.
— СНВ-3 был подписан в 2011 году, когда обе стороны, понимая, что политическая ситуация меняется, пытались хоть что-то оставить на достойном уровне. Договор СНВ по ограничению стратегических наступательных вооружений был как палочка-выручалочка, когда предыдущий договор уже не действовал, — пояснил эксперт.
Каждая следующая версия договора СНВ содержала меньше мероприятий по контролю за ядерным оружием, чем предыдущая, отметил специалист. Так, в СНВ-3 были оставлены практически только инспекции и отказ от взрывов на ядерных полигонах, добавил политолог.
Маркелов подчеркнул, что решение российского лидера приостановить участие в СНВ-3 не означает, что Россия полностью отказывается от взаимодействия с США.
— Что значит приостановка? Это временный выход с возможностью вернуться. Плюс полный запрет на взаимные инспекции ядерного оружия. Пока, например, во Франции и в Великобритании не будет наших инспекторов — никакого разговора. Это значит, что до этого момента даже те несколько параметров контроля не работают. Путин подчеркнул, что теперь мы не контролируем друг друга, — объяснил собеседник «ВМ».
По мнению эксперта, политический ход российского лидера требует грамотного ответа от американского президента. Согласие Америки на отказ от взаимного контроля будет означать повышение рисков эскалации международной обстановки, заключил специалист.