Штатам вопреки: почему Китай продолжит лавировать между Европой и Россией
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВизит Владимира Путина в Китай состоялся вопреки давлению США на Пекин. «Если Китай действительно хочет иметь хорошие отношения с Европой и другими странами, он не может продолжать подпитывать наибольшую угрозу европейской безопасности», — заявил глава пресс-службы Госдепа США Ведант Пател. Итог визита Путина — подписано 11 документов, среди которых ряд соглашений об углублении сотрудничества. Почему Россия и Китай обречены на сотрудничество?
Совпадение? Вряд ли. Визит Путина в Китай стал его первым международным визитом после вступления в должность президента в пятый раз. А визит в Россию главы КНР Си Цзиньпина стал первым международным визитом после его вступления в должность на третий срок. Этот факт говорит о том, что Китай и Россия считают друг друга главными международными партнерами. Накануне визита Путина на Пекин серьезно давили Штаты. В конце апреля Китай посетил госсекретарь США Энтони Блинкен и сделал просто хамское заявление. В ходе пресс-конференции в Пекине он отметил, что Китай не может улучшить отношения с Европой, при этом поддерживая Россию.
— Обеспечение трансатлантической безопасности — это коренной интерес США. В ходе наших дискуссий сегодня я ясно дал понять, что если Китай не решит эту проблему, это сделаем мы, — подчеркнул Блинкен.
По сути, это была угроза. Спустя две недели Китаю пригрозил уже пресс-секретарь Госдепа (это аналог российского МИД) Ведант Пател. Дескать, Китай, не водись с Россией, а то мы обидимся. И вот — обескураживающий визит Путина, где его встретили с высочайшими почестями. Российские гости ели утку по-пекински под мелодию «Течет река Волга» в исполнении китайского оркестра. А в Государственном большом театре в Пекине лидеры двух стран символично открыли перекрестные Годы культуры России и Китая. Сам Путин во время последующего концерта признался, что чувствует себя как дома. Впрочем, не культурой единой. Были проведены переговоры военных, в которых, что важно, приняли участие и бывший, и нынешний министры обороны России. Военные выразили особую обеспокоенность размещением Соединенными Штатами в Азии ракет средней и малой дальности.
«Стороны самым решительным образом осуждают эти крайне дестабилизирующие шаги, несущие прямую угрозу безопасности России и КНР, и намерены наращивать взаимодействие и уплотнять координацию в целях противодействия деструктивному и враждебному курсу Вашингтона на так называемое двойное сдерживание наших стран», — отмечается в декларации по итогам переговоров Путина и Си. В документе, кстати, говорится, что Россия и Китай условились расширить масштабы совместных учений и регулярно проводить морское и воздушное патрулирование.
— Нет, это не военный союз вроде НАТО. Но очевидно, что совместные учения и патрулирование ведутся для того, чтобы в случае военной угрозы ее совместно отражать, иначе в них просто нет смысла, — пояснил военный эксперт, член лиги военных дипломатов Игорь Забелин.
Зачем Си ездил «по Европам»
Накануне визита Путина Си Цзиньпин совершил большое европейское турне и встретился, в частности, с Эммануэлем Макроном. Зачем, если, согласно версии Госдепа, Си помогает России?
— Си помогает не России, а Китаю, — пояснил кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Население стран Евросоюза — около 450 миллионов человек. И это в большинстве своем богатое население, а значит, большой рынок сбыта для китайских товаров. И Си очень не хочет, чтобы на эти товары вводили пошлины, как, например, на китайские электромобили, которые заполонили европейский рынок. В Штатах с рынком сбыта уже огромные проблемы.
Как пояснил эксперт, еще в 2018 году, во время президентства Дональда Трампа, США обвинили Китай в краже американских технологий и интеллектуальной собственности. Одновременно в Белом доме выразили недовольство тем, что азиатская республика продает Штатам гораздо больше товаров, чем закупает у них. В связи с этим Вашингтон решил резко поднять пошлины на ввозимую из Китая продукцию. Пекин ввел ответные меры. И, в частности, заметно снизил покупку трежерис — американских долговых обязательств.
— С самого богатого мирового рынка — 330 миллионов населения с высокими доходами — Китай потихоньку выдавливают, — пояснил Виктор Кудрявцев. — И это для Пекина крайне болезненно. Дело в том, что Китай из числа развивающихся перешел в число развитых стран. Население из деревни перебралось в города, работать, как 30–40 лет назад по 12 часов в сутки за чашку риса, уже никто не хочет. Люди привыкли жить хорошо, снижение уровня потребления может привести к очень нежелательным последствиям. Но чтобы этот уровень рос, должна расти зарплата. Чтобы росла зарплата, производимые товары должны продаваться, а не лежать на складах. Чтобы товары продавались, нужны хорошие отношения с покупателями. Прежде всего с тем самым «золотым миллиардом» — США, ЕС и их сателлитами вроде Канады, Австралии, Японии и т.д. Вот товарищ Си их и пытается наладить. Но и без России ему никак. Россия даже важнее.
Без наших ресурсов — никуда
Как пояснил эксперт, Китай по-прежнему мировая фабрика. Но ни одна фабрика не работает без сырья и электричества.
— Без дешевого российского газа Китай не получит дешевой энергии. Без дешевой нефти не произведет нефтепродукты. Ведь вся пластмасса, в том числе, например, для производства смартфонов, делается из нефтепродуктов. А еще нужны российский металл, уголь, древесина, — пояснил Кудрявцев. — Если все это закупать не по ровным соседским, а по мировым ценам, то себестоимость продукции моментально вырастает, а ее конкурентоспособность тут же падает. Германская промышленность, например, «накрылась» даже без одного российского газа. А в Китае большая часть ресурсов — российские. Второй момент: рабочих «фабрики» нужно чем-то кормить. Китай с его полутора миллиардами населения обеспечить себя продуктами не в состоянии: нет столько пахотных земель, кормов для животных, пастбищ и т.д. Россия же — один из крупнейших в мире производителей сельхозпродукции. Причем — сосед, значит, можно договориться подешевле. Ну вот Китай и договаривается. Вы нам — дешевые ресурсы и еду, мы вам — технологии двойного назначения, снаряды, беспилотники и т.д. Третий момент: Россия — главный для Китая транзит. Прежде всего, конечно, самая короткая дорога в Европу с ее большой покупательной способностью. Не зря Пекин реализует концепцию «Пояс и путь» — это организация сухопутного и морского пути из Китая в Европу. Слово «путь» неслучайно, оно прямо отсылает к Великому шелковому пути.
Финансовый аналитик Артем Извольский добавляет:
— С глобальным потеплением климата все большую роль для Китая начинает играть и Северный морской путь — через Ледовитый океан, вдоль берегов России, в Европу. Дело в том, что ледники тают и океан становится более проходимым. Реже нужно задействовать ледоколы, а значит, снижается себестоимость перевозки груза, — пояснил эксперт. — Северный морской путь, который контролирует Россия, тем важнее, что Штаты пытаются ограничить китайский транзит через Тихий и Индийский океаны: усиление Тайваня с помощью США — это способ «запереть» китайские корабли в Желтом море и ограничить вывоз китайских товаров. Так что и в плане логистики Китаю без России сейчас никак.
Эксперт напомнил: бывший секретарь Совбеза России Николай Патрушев назначен помощником президента, который, в частности, будет курировать развитие кораблестроения.
— На самом деле корабли — это вопрос экономической безопасности. Чтобы доставлять ресурсы в Китай и зарабатывать на вывозе его товаров в Европу, необходим мощный флот. Нет мощного флота — нет нормальной логистики. Поэтому мы его и строим. И главным партнером, я думаю, тут тоже будет Китай.
Почему они испугались
По мнению экспертов, сотрудничество России и Китая, с одной стороны, вызвано объективной необходимостью: наши страны нуждаются друг в друге. С другой стороны, Запад всячески стремится его разорвать. По всей видимости — боится.
«Выбрав Китай для своей первой государственной поездки за границу после вступления в должность, Путин стремится послать четкий сигнал остальному миру: он продолжает укреплять партнерство со своим другом Си Цзиньпином, чтобы бросить вызов глобальному порядку, возглавляемому США», — пишет испанская газета Mundo.
Авторы британского издания Telegraph уверены: «Си Цзиньпин и Путин говорят о мире, но готовятся к войне. Визит российского президента в Китай подчеркивает расширение военного сотрудничества между двумя союзниками, что тревожит Запад».
Путин приехал в Китай, чтобы «зацементировать» союзничество против США, уверена британская газета Times.
По мнению газеты Daily Mail, Китай и Россия во время визита Путина «послали сигнал миру, что их связи сильнее, чем когда-либо».
«Путин, скорее всего, получит продолжение политики Китая по оказанию помощи Москве в поддержке ее экономики», — отмечает американская газета Wall Street Journal.
Многие зарубежные СМИ отметили: с тех пор как Си Цзиньпин пришел к власти, Путин встречался со своим китайским коллегой уже более 40 раз. Испанская газета Pais, рассказывая о визите Путина, провела параллель с Владимиром Зеленским, который был вынужден отменить свой очередной европейский тур из-за сложной ситуации под Харьковом, где идет наступление российских войск.
Взаимная помощь
Замдиректора Института стран СНГ политолог Владимир Жарихин рассуждает:
— Война против России ведется не только и не столько на Украине. Она ведется еще как минимум по трем направлениям. Это экономические санкции, финансовые ограничения, политическая изоляция. Китай, надо отдать ему должное, помог нам добиться успеха на всех трех направлениях. С помощью Китая мы, например, успешно обходим санкции — получая от него товары и технологии, которые перестал поставлять Запад. Зайдите в любой двор — там полно новеньких китайских машин. Зайдите в любой магазин бытовой техники и электроники: там вместо европейских брендов представлены китайские.
Финансовые санкции мы тоже успешно преодолеваем. Около 90 процентов нашего товарооборота с Китаем — в зоне рубля и юаня. То же самое касается попытки политической изоляции. Владимира Путина встречали в Китае как лидера одной из ведущих мировых держав — со всеми возможными почестями. А Китай — это один из мировых лидеров: по одним показателям первая, по другим — вторая экономика в мире. Ядерная держава, постоянный член Совета безопасности ООН. И если такая страна позиционирует себя как партнера России, а ее лидер — как друга нашего лидера, то ни о какой изоляции уже речи быть не может. С нами считаются, сотрудничают, мы — в игре.
Владимир Леонидович развеял миф о том, что Китай якобы пользуется сложным экономическим положением России и по дешевке скупает наши природные ресурсы, предлагая «крайне низкие» цены.
— Люди, рассуждающие в таком ключе, не имеют понятия об экономике. Сколько стоит любой товар? Ровно столько, сколько за него готовы заплатить. Если вам кажется, что цена низкая — найдите того, кто купит дороже. Не нашли? Значит, ваш товар сейчас столько и стоит, — пояснил эксперт. — Нет ни низкой, ни высокой, ни «справедливой» цены. Есть одна — рыночная. И Россия, кстати, может быть довольна, что в лице Китая нашла на свой товар покупателя.
Что касается сиюминутной выгоды Китая, то, как считает Игорь Забелин, она в том, что Россия сковывает коллективный Запад на Украине.
— США официально, на уровне военной доктрины, признали, что их главный враг — Китай, — пояснил эксперт. — На прошлогоднем саммите НАТО в Вильнюсе они продавили, закрепив ее в совместных документах, идею, что если возникнет конфликт в районе Тайваня, то НАТО обязуется вмешаться. Иными словами — воевать на стороне США. Китай знает об этом и сейчас активно вооружается, строит авианосцы, обновляет весь военный флот и морскую авиацию.
Но пока идут бои на Украине, Запад не может начать агрессию против Китая. Ведь Украине требуются и техника, и расходные материалы — прежде всего снаряды и ракеты. А еще требуются миллиарды долларов и евро, потому что Украину нужно кормить: платить зарплату чиновникам, военным, пенсию пенсионерам, содержать социальную сферу. Запад, и прежде всего США, не в состоянии вести войну на два фронта — с Россией на Украине и Китаем на Тайване: просто не хватает ресурсов. Возможно, именно поэтому мы и воюем не спеша третий год. Да, бережем людей — это очевидно. Да, стараемся не заходить в большие города — чтобы их потом, разрушенные до фундамента, не восстанавливать. Но, я думаю, еще одна причина нашей неспешности — дать время Китаю подготовиться к противостоянию с США. Вместе мы действительно сила. А по одному нас могут и разбить, вынудить к миру на американских условиях. Ведь сейчас очевидно, что ни одна отдельно взятая страна противостоять США не может, потому что за ними НАТО и весь коллективный Запад. А мы формируем свой блок. В экономике это БРИКС, в военно-политическом отношении: Россия, Китай и КНДР. Между прочим, у всех — ядерное оружие, а значит, одними угрозами уже не запугаешь. Очевидно, что с Китаем у нас интерес взаимный. Действия Запада буквально толкают две страны друг к другу.
КСТАТИ
Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровнях. Китайская Народная Республика (КНР) и Советский Союз установили дипломатические отношения 2 октября 1949 года. СССР стал первым иностранным государством, которое объявило о признании КНР. Президент России Владимир Путин более 20 раз посещал Китай с визитами и для участия в международных мероприятиях. Он посещал Китай чаще, чем любой другой мировой лидер. Председатель КНР Си Цзиньпин, в свою очередь, посещал Россию с визитами девять раз — больше, чем любую другую страну. А еще с 1996 года действует механизм регулярных — ежегодных — встреч глав правительств России и Китая.
В ТЕМУ
Как утверждает агентство Bloomberg, тесное сотрудничество России и Китая «вызывает растущее беспокойство среди демократических лидеров от Вашингтона до Токио». По данным издания, в первую очередь беспокойство вызывает военный союз России и Китая: вместе эти страны образуют мощный альянс, представляющий большую угрозу Западу.
Москва и Пекин, вместе взятые, тратят на оборону гораздо больше, чем Вашингтон. А главный повод для тревоги, по данным Bloomberg: «Сочетание экономической, военной и политической мощи этих двух стран привлекает других лидеров, заставляя их отворачиваться от США как от мирового гегемона, и угрожает международному порядку, основанному на правилах, которые США и их союзники продвигали после окончания холодной войны.