Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Канье Уэст в Москве

Канье Уэст в Москве

Чайные

Чайные

Печи

Печи

Есть ли возможность обмануть полиграф? Полицейский с Петровки

Есть ли возможность обмануть полиграф? Полицейский с Петровки

Соль

Соль

Тренд на русский маникюр

Тренд на русский маникюр

Аквариумные рыбки

Аквариумные рыбки

Может ли задержанный самостоятельно выбраться из наручников? Полицейский с Петровки

Может ли задержанный самостоятельно выбраться из наручников? Полицейский с Петровки

Модные породы собак в СССР

Модные породы собак в СССР

Правда ли что мастера боевых искусств несут повышенную отвественность за нарушения при самообороне? Полицейский с Петровки

Правда ли что мастера боевых искусств несут повышенную отвественность за нарушения при самообороне? Полицейский с Петровки

Пиджаки вместо кителей: почему эффективную армию нового типа будут строить гражданские

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Политика
Леонид Горнин, первый замминистра обороны РФ. 51 год. Доктор экономических наук. Уроженец Новосибирска. На госслужбе с 1997 года
Леонид Горнин, первый замминистра обороны РФ. 51 год. Доктор экономических наук. Уроженец Новосибирска. На госслужбе с 1997 года / Фото: Михаил Гребенщиков / РБК / ТАСС

В Минобороны — новая команда. Часть бывших крупных чиновников стали фигурантами уголовных дел. Часть сами ушли в отставку. Президент Владимир Путин назначил новых заместителей министра. Кто эти люди? Почему все они — гражданские? Какие первоочередные вопросы им предстоит решать, чего — помимо победы над киевским режимом — ждет от Минобороны российское общество, какие проблемы важно преодолеть в первую очередь?

Первой сенсацией, как заметили эксперты, стало назначение министром Андрея Белоусова — человека сугубо гражданского. Он даже в армии не служил.

— Ничего удивительного. Последний «военный» министр обороны — Игорь Сергеев — ушел с поста еще в марте 2001 года. Все остальные — Сергей Иванов, Анатолий Сердюков, Сергей Шойгу — были людьми гражданскими. Это правило Путина — ставить на должность гражданских, — пояснил политолог Григорий Савельев. — И это логично. Военные, как и офицеры спецслужб, это особая каста, орден. Чтобы их контролировать, исключить своеволие и заговор, нужен человек со стороны. В большинстве стран Запада главы Минобороны — гражданские. Это страховка от путчей, как и в России. Над военными должен стоять не военный, а «человек Путина».

Как пояснил эксперт, Андрей Белоусов выбран неслучайно.

— В очень сложное для страны время — в годы пандемии и введения тотальных санкций — Белоусов был первым вице-премьером. И справился со своей работой отлично: экономика не рухнула, в 2023 году даже выросла, — пояснил Савельев. — По сути, Белоусов — антикризисный менеджер.

Череда отставок в ведомстве началась 24 апреля. Первым под стражу поместили замглавы ведомства Тимура Иванова: его обвиняют в получении взятки в размере около 1 млрд рублей в обмен на выгодные строительные контракты.

Через несколько дней под стражу поместили бывшего командующего 58-й армией Ивана Попова. По версии следствия, он причастен к хищению в прошлом году более 1700 тонн металлоконструкций, предназначенных для строительства оборонительных сооружений в Запорожской области. 23 мая стало известно об аресте заместителя начальника Генштаба ВС РФ Вадима Шамарина. СК подозревает его в получении 36 млн рублей взятки от руководства Пермского телефонного завода «Телта» в обмен на увеличение объема поставляемой продукции по госконтрактам и общее покровительство. Был задержан и генерал-лейтенант Юрий Кузнецов — начальник Главного управления кадров Минобороны России. СК подозревает его во взятке в 30 миллионов рублей. Главному кадровику МО грозит до 15 лет колонии. Представитель Кремля Дмитрий Песков назвал аресты «последовательной работой по борьбе с коррупцией».

— Очевидно, что материал на этих людей собирали давно. А сама «зачистка» началась в связи с формированием нового состава правительства. Шойгу сменил должность, пришел новый министр, и президент дал отмашку — пора, — считает Григорий Савельев.

Военный эксперт, член лиги военных дипломатов Игорь Забелин убежден: дела в отношении чиновников — следствие проблем на фронте.

— Простой пример: связь. Как выяснилось уже в начале СВО, у разных подразделений российских военных разные типы средств коммуникации. Это очень плохо, потому что резко снижает уровень координации подразделений, за что нередко приходилось и приходится платить жизнями ребят. Вторая, еще более серьезная проблема: нас ВСУ слышат. Мы их нет — у них связь отличная, стандартов НАТО, а они знают все, что у нас происходит. Это выяснилось почти сразу — уже в боях за Мариуполь. И тоже стоило нам жизней. Брал Шамарин взятку или нет, пусть решает суд. Но то, что он допустил провалы в области связи, очевидно.

Эксперт привел и другой пример — беспилотники. С ними тоже были проблемы.

— Да, все военные готовятся к прошедшей войне, ведь какая будет следующая — никто не знает, — пояснил эксперт. — Но уже в 2020 году, во время очередной карабахской войны, стало ясно, что именно БПЛА будут во многом определять тактику ведения боевых действий. И уже в это время было ясно, что вооруженный конфликт с Украиной неизбежен. Да, мы его всеми силами оттягивали — был Минск-1, Минск-2, — но к нему готовились. А про БПЛА забыли. В итоге их пришлось срочно закупать у Китая и Ирана, пришлось срочно учиться делать самим. То же самое касается и снаряжения для бойцов. Вспомните: когда началась частичная мобилизация, люди были вынужденные сами закупать многие вещи — вплоть до аптечки, термобелья и туристических ковриков, чтоб не лежать на сырой земле.

Смотрите, кто пришел

Владимир Путин назначил новых замглавы Минобороны. Первым замом стал Леонид Горнин, замминистра — Олег Савельев, Павел Фрадков и Анна Цивилева. Кто они? Леонид Горнин до своего назначения в МО был замминистра финансов. Там он, в частности, курировал департаменты бюджетной политики в сфере военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа, межбюджетных отношений, бюджетной политики в сфере госуправления, судебной системы, государственной гражданской службы. Таким образом, в материале разбирается. Что интересно, Горнин — «из низов». Он сибиряк, начинал карьеру в Новосибирске в местных финансовых госструктурах. Дошел до должности министра финансов области, а затем стал замгубернатора. С 2012-го был замминистра финансов России.

В свою очередь, Анна Цивилева ранее работала председателем фонда «Защитники Отечества». Этот фонд создан по инициативе президента России, он оказывает ветеранам СВО и семьям погибших бойцов социальную, медицинскую, психологическую и юридическую помощь. Таким образом, Анна Цивилева занималась важной социальной работой. Анна Цивилева — жена Сергея Цивилева, бывшего губернатора Кемеровской области, а ныне министра энергетики России. Павел Фрадков — бывший управляющий делами президента, младший сын экс-премьера Михаила Фрадкова.

Олег Савельев раньше работал заместителем министра экономического развития России, потом — министром по делам Крыма. А еще он был аудитором Счетной палаты и курировал как раз оборону, нацбезопасность и правоохранительную деятельность.

— Ни одного человека «с улицы». Все — опытные управленцы, имеющие серьезный аппаратный вес. Все связаны либо с финансами, либо с армией, либо и с тем и с другим. Это серьезные люди, — уверен Григорий Савельев.

Генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев считает, что Минобороны несколько изменит формат своей деятельности.

— Оно, по сути, станет министерством подготовки и соцзащиты военнослужащих, — считает эксперт. — Министр и первый зам — финансисты. Тут все понятно: деньги на армию выделяются огромные. В этом году, например, расходы на проект «Национальная оборона» составят 10,8 трлн рублей. Это почти столько же, сколько сейчас в Фонде национального благосостояния. Очевидно, что за расходованием средств нужен контроль. Анна Цивилева — это помощь военнослужащим и их семьям. И тут тоже понятно: через СВО пройдут сотни тысяч граждан, с ними и их родственниками нужно работать. Присутствие среди замов министра бывшего аудитора тоже понятно: контроль и еще раз контроль.

По мнению эксперта, Минобороны становится, как и во многих странах мира и дореволюционной России, более гражданским. Его задача — набор и подготовка рекрутов, а также работа с теми, кто уже отслужил.

— Непосредственно за боевые действия будет отвечать не Белоусов, а Генштаб — как, опять же, во многих странах мира, —пояснил Дмитрий Журавлев.

Нужно сделать почти невозможное

Сам Андрей Белоусов сказал, что сейчас его главная задача —«обеспечить полноценную интеграцию экономики Вооруженных сил в общую экономику страны с учетом объективного роста оборонных расходов, которые превысили уже 6,7 процента ВВП страны». По его словам, задача «непростая, комплексная, предполагает оптимизацию военных расходов».

— Оптимизация не означает огульное сокращение. Прежде всего это повышение эффективности расходов. Чтобы каждый рубль бюджетных денег, которые в конечном счете платят наши граждане, бизнес, приносил максимальный эффект, — заявил Андрей Рэмович. — Это касается и довольствия, и производства, и поставок военной техники и вооружений, и кадров.

Белоусов считает, что решение этой задачи «предполагает тесно интегрировать работу Мин обороны и гражданских ведомств».

Вторая задача — максимальная открытость экономики Минобороны к инновациям.

— Это касается не только новых технологий, но и подготовки кадров, а также новых форм и методов управления, — сказал глава МО. — Нам нужно упреждать противника. Нужно обобщать опыт применения новых технологий и, соответственно, отрабатывать новые формы и методы ведения боевых действий.

Также, по его словам, «в первоочередном порядке необходимо заниматься вопросами военного образования, в сфере которого есть определенные проблемы, и развивать его с учетом опыта спецоперации».

— По сути, Белоусов должен построить новую армию: большую по численности, высокотехнологичную и во всех смыслах более современную, — считает Григорий Савельев. —Это очень тяжелая задача. Армия, полиция, чиновничество, церковь — самые консервативные институты общества. Их тяжелее всего изменить. Перед Белоусовым, на мой взгляд, стоит сверхсложная задача: убрать из армии все худшее — например, заорганизованность и склонность к согласованию каждого чиха, и добавить ей технологичности, современности. Но тут, конечно, нужно долго и плотно работать с Генштабом.

Борис Рожин, эксперт Центра военно-политической журналистики, считает, что главная задача Белоусова — техническое перевооружение Российской армии.

— Нужно нарастить поставки вооружений в принципе и обеспечить инновации. Необходимы, в частности, эффективные системы РЭБ — радиоэлектронной борьбы, чтобы подавлять вражеские беспилотники. Необходимы и сами БПЛА, — считает Борис Рожин.

Игорь Забелин уверен: нужно менять систему военного образования.

— Во-первых, открывать новые военные училища. Во-вторых, нужно обучать новым воинским специальностям. Скажем, оператора БПЛА. В-третьих, нужно менять преподавание тактики боя — с учетом реалий современной войны. Ведь сейчас тактическая единица — уже батальон, не рота и даже не взвод. Это отделения бойцов, 8–0 человек, штурмующих «опорники», — пояснил Забелин.

По мнению эксперта, ВС России имеют все шансы стать самой боеспособной и высокотехнологичной армией в мире.

— Если мы упустим этот шанс, то упустим и Россию. Ведь очевидно же, что Штаты от нас не отвяжутся. Сейчас воюет Украина, потом постараются затянуть Польшу с Прибалтикой, Германию, Францию. Чтобы этого не произошло, нам придется научиться воевать сверхэффективно. Только полезли — сразу вдарили так, что больше не захочется. Лишь очевидное и наглядное военное преимущество остановит Запад от войны. Потому что наличие у нас ядерного оружия, к сожалению, его уже не останавливает. Ведь у Запада оно тоже есть, а на «ядерный размен» мы идти не хотим, — пояснил эксперт. — Поэтому нам нужна армия, с которой просто страшно воевать. Шойгу, надо отдать должное, уже начал процесс ее формирования. Но сейчас уровень задач вырос настолько, что нужно консолидировать усилия буквально всей страны: науки, промышленности, образования, социальной сферы. Это большая экономика и большая политика. Поэтому и позвали экономиста, доктора наук Белоусова, бывшего первого-вице премьера с большим опытом управленца, который в состоянии организовать «переформатирование» армии. Ее появление для России — вопрос выживания как государства.

КСТАТИ

Создателем РККА — Рабоче-крестьянской красной армии — был Лев Троцкий, который ни дня не служил в армии. Выходец из Херсонской губернии, он случайно, в революционной суматохе, выдвинулся на первые роли и показал себя отличным организатором. Так, например, он придумал институт «военспецов» — бывших царских офицеров, для контроля которых была введена система политических комиссаров. Последняя сохранилась до сегодняшних дней — в виде замполитов. Троцкий ввел всеобщую воинскую повинность, укрепил дисциплину, упразднил вредную для армии выборность командиров. Красная армия под руководством «дилетанта» Троцкого сумела разбить не только белую армию, но и многочисленных интервентов — регулярные войска ведущих мировых держав.

СПРАВКА

В большинстве стран мира министр обороны — фигура политическая. Это государственник: он должен понимать, кто потенциальный противник его страны, какие у его государства экономические возможности, как должны развиваться вооруженные силы. Министр не руководит войсками в ходе боевых действий. Он не учит генералов и офицеров, как правильно воевать. Министр проводит в жизнь политику государства в отношении армии, контролирует финансы, выделенные государством на содержание ВС, занимается материально-техническим обеспечением вооруженных сил. По сути, он менеджер, главная задача которого — обеспечить войска всем необходимым: от зубных щеток до ядерных ракет, от новобранцев-срочников и юных офицеров до самых современных средств разведки, связи и ориентирования на местности.

В ТЕМУ

Военный эксперт, полковник запаса Виктор Литовкин убежден, что новому руководству нет смысла как-то «переформатировать» Российскую армию, поскольку она и так «вполне эффективна».

— Я часто слышу, что армии нужна некая модернизация, потому что мы третий год не можем Украину победить. Все несколько сложнее. Во время Великой Отечественной, например, было аж четыре Украинских фронта, по 500 тысяч наших бойцов каждый. Итого — два миллиона. И воевали за Украину мы в общей сложности два года, — пояснил Виктор Николаевич. — А сейчас у нас на фронте только 700 тысяч бойцов. Плюс, в отличие от времен Великой Отечественной, мы не бомбим города «в пыль», а действуем аккуратно — сберегая жизни мирного населения и наших бойцов. Отсюда и сроки.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.