«Последний диктатор Европы»: политологи оценили последствия непризнания ЕС для Лукашенко
Сюжет:
Выборы в БелоруссииЕвросоюз отказался признавать Александра Лукашенко легитимным президентом Белоруссии — об этом заявил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель. Он призвал страну к проведению новых выборов, а также к освобождению политзаключенных. «Вечерняя Москва» поговорила с политологами, объяснившими, какими могут быть последствия непризнания ЕС для Белоруссии и Лукашенко.
— Лукашенко не в первый раз не признают — точно так же было в 2001 году, в 1999 году, — напоминает политолог Дмитрий Болкунец. — На торговых отношениях это тоже никак не отразится: как ЕС покупал белорусские нефтепродукты, так и продолжит. То же самое с поставкой продуктов на российский рынок через Белоруссию. Да, политический диалог немного подзаморозится, но Лукашенко и так никогда не любил Европу, называл ее голодной, развращенной. Деньги ему там не дают, так что вряд ли он сильно расстроится.
Политолог заметил, что единственным возможным изменением может стать более активная помощь ЕС оппозиционным деятелям и беженцам, спонсирование медиаресурсов.
По мнению политического аналитика Александра Асафова, реальное значение для Лукашенко имело только признание России, которое он в итоге и получил.
— В этой логике он сегодня и существует. Может, МИД Белоруссии как-то ответит на заявление Евросоюза, а может, и нет. В принципе, это не так важно. Кроме того, обратите внимание, несмотря на непризнание Лукашенко, торговые отношения со страной никто не пересматривал, деньги здесь идут впереди всего. А раз торговые отношения сохранены, все остается только в рамках политической риторики. Лукашенко же не привыкать быть последним диктатором Европы. Только ненадолго он был снят с этого «поста» визитом госсекретаря США Майка Помпео, но теперь он снова стал последним диктатором и будет оставаться им и дальше, — отметил эксперт.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин посчитал, что Евросоюз сам до конца не понимает, к чему должно привести громкое заявление. Дело в том, что полное непризнание лидера страны подразумевает и определенный отказ от торговых отношений, который абсолютно невыгоден ЕС:
— В Белоруссии есть как минимум один продукт, абсолютно необходимый сельскому хозяйству Европы — это удобрения. И ведь есть еще много подобных уникальных товаров. Так что, к чему все это приведет, честно говоря, пока непонятно. Но стоило бы обратить внимание на то, что по крайней мере страны Западной Европы занимают довольно конкретные и четкие позиции — неслучайно президент Франции Эммануэль Макрон говорил о важности недопущения в Белоруссии украинского сценария. Он понимает, как важно не разрушить экономику этой страны.
Жарихин заключил, что заявление Евросоюза едва ли приведет к каким-то конкретным действиям и полному непризнанию политической власти страны.
Читайте также: Тракторы и дешевая рабочая сила: зачем ЕС «безвиз» с Белоруссией