«Тройка» вытеснит наличные из маршруток
Маршрутные такси столицы скоро перестанут существовать. По крайней мере в их привычном виде. Водители перестанут брать у пассажиров наличные деньги (не выдавая билет) и не будут останавливаться по взмаху руки. Эксперты обсудили, каким они видят будущее столичных маршруток.
Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза:
— Сегодня у города 69 частных перевозчиков, которые обслуживают 555 маршрутов и имеют 4,5 тысячи единиц подвижного состава. 70 процентов городских пассажиров пользуются муниципальным транспортом, остальные предпочитают частных перевозчиков. Если брать по автобусному соотношению, то там 60 процентов на 40. Получается, что полтора миллиона пассажиров сознательно выбирают такой вид транспорта, как маршрутка. Почему они так привлекательны для пассажиров? Первое — повышенный комфорт. Это гарантированное сидячее место, кондиционер, где-то даже телевизор. Второе — это высокая скорость. Маршрутка более маневренна в потоке машин. И понятно, что деловые москвичи выбирают именно этот вид транспорта. Третье — это короткие интервалы между приходом транспорта. И четвертое — это та самая запрещенная «остановка по требованию».
Александр Чекмарев, эксперт по общественному транспорту центра «Пробок нет»:
— Столица проводит интересный и важный эксперимент. Город объявляет конкурс на оказание транспортных услуг и заключает с победителем контракт. Компании-перевозчику платят за каждый километр рейса — при условии соблюдения расписания и соответствия требованиям к подвижному составу. Я наблюдаю за этим пилотным 22-м маршрутом и хочу сказать, что количество автобусов увеличилось, интервал движения сократился, а людей стало больше. И это действительно заметно. Летом там всегда работают кондиционеры. Автобус вроде такой же, но на шесть сидений больше. Поэтому он в более выигрышном положении, чем маршрутка. И еще хотелось бы сказать, что городские маршруты, по которым автобусы ходят с интервалом в полчаса и более, давно должны умереть. На морозе и 15 минут — это много. Более удобны большие автобусы — туда можно войти с багажом. С компаниями, владеющими маршрутными такси, власти будут заключать похожие контракты, поэтому, я надеюсь, качество обслуживания пассажиров должно улучшиться.
Владислав Толстухин, исполнительный директор ООО «Транс-Вей»:
— Маршрутки — это то звено, которое может встать между автобусом и такси. Услуга удобная, а тариф будет соответствовать тарифу автобуса. Люди рублем голосуют за маршрутку. Если хотим наводить порядок — давайте наводить порядок. Главное, чтобы в схеме, который предлагает Департамент транспорта, не получилось так, что водитель даже не открывает дверь на остановках, потому что оплата идет за километр и главное для него — нарабатывать километры. Такое уже происходило в Архангельске.
Павел Аленичев, начальник управления перевозок управляющей компании «Автолайн-Транслайт»:
— Всех пугает неопределенность. Что будет завтра — непонятно. Должны быть поняты ориентиры. Есть транспорт общего пользования, работающий по фиксированным тарифам. И есть транспорт, где тариф определяет сам перевозчик. Чтобы говорить о будущем маршруток, надо ориентироваться прежде всего на интересы пассажиров, надо провести исследование и услышать мнение людей по поводу перевозчиков — чего они хотят.
Город делает все для удобства пассажиров
— Цель города — не отменить маршрутки, а реформировать общественный транспорт, сделав его более удобным для москвичей, — пояснили «Вечерней Москве» в пресс-службе Департамента транспорта. — На автобусах, которые сейчас называются маршрутками, смогут ездить льготники, там будут принимать проездные билеты всех видов. А еще — продавать разовые проездные. Расписание автобусов малой и средней вместимости будет синхронизировано с другими видами транспорта, например электричками. До пяти минут уменьшится интервал движения. Как планируется, эти нововведения будут актуальны примерно для трех тысяч автобусов уже в конце 2014 — начале 2015 года.