Священник объяснил, почему только в православии молятся иконам
Фото: Сергей Шахиданян, «Вечерняя Москва»

Священник объяснил, почему только в православии молятся иконам

Религия

23 октября 787 года Вселенский собор христианской церкви установил порядок почитания икон, который сохранился и до нашего времени. О том, почему традиция поклонения иконам сохранилась только в православии и как молиться правильно, «Вечерней Москве» рассказал настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете отец Владимир Вигилянский.

— Важно понимать, что мы молимся не изображению, не деревяшке, а образу, вложенному в икону. В литературе, живописи, музыке, скульптуре нет повторения жизнеописания, но есть некий образ, который мы можем сравнивать с тем, что есть в нас, в окружающей среде. Священники говорят, что икона — окно в некий идеальный мир, которое мы открываем и поклоняемся через него этому миру, всемогущему Богу, изображенным святым.

— Получается, я могу попросить какого-нибудь художника нарисовать мне картину Богоматери и молиться ей?

— Есть знаменитые картины западных художников, которые стали иконами для православных людей. Например, икона «Трех радостей» Рафаэля. Изображения могут быть созданы не в иконописном стиле, а в классическом художественном. Их освящают как иконы и поклоняются. Опять же, не картине, не Рафаэлю или Рублеву, не великим иконописцам и художникам, а тому образу, к которому они приводят.

— Как правильно молиться иконам? Ведь для невоцерковленного человека наши молитвы довольно сложны и непонятны. Не лучше говорить с Богом, святыми своими словами, но искренне?

— Конечно, молиться своими словами можно. Это будет настоящая, истинная молитва, исходящая от сердца. Но человек, который глубоко погружается в церковный быт, знакомится с молитвами, которые уже когда-то создали великие богомольцы, святые люди, довольно быстро понимает, что его жалкий лепет не может сравниться с теми словами, которые когда-то сформулировал, например, Иоан Златоуст или Василий Великий. И он начинает пользоваться молитвами, которые были созданы святыми. При том это не исключает возможности своими словами обращаться к Богу. Так верующие поэты, писатели, пытались обращаться к Господу в своих художественных произведениях. Прочтите «Молитву» Лермонтова — изумительные стихи, у Пушкина есть молитвословия, которые очень образно и проникновенно обращаются к Богу.

— Почему в других конфессиях не поклоняются иконам?

— Я считаю, что это просто игнорирование художественного языка икон. Такие люди считают, что поклонение им сродни язычеству — почитание деревяшки или скульптуры, камня или краски, чего-то, созданного рукой человека. Взгляд этот довольно примитивный и отрицает глубокое значение икон.

Священник рассказал историю, как однажды посетил кальвинистский храм в Женеве (кальвинизм — направление протестантизма — прим. «ВМ») и какого же было его удивление, когда там он увидел репродукции иконы Владимирской Богоматери, выставляемой в Третьяковской галерее, ведь доктрина протестантизма отрицает поклонение «деревяшкам». Как оказалось, настоятелю настолько лег на сердце этот «фантастический образ» что он решил украсить храм его репродукцией. Такие исключения свидетельствуют о том, что в иконе нет ничего ужасного даже для тех, кто отрицает поклонение им.

Читайте также: Чаплин предупредил о риске попасть под власть бесов на Хеллоуин

Google newsGoogle newsGoogle news