Военный эксперт объяснил, почему Crew Dragon не сможет заменить «Союз»
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАВ ночь на 31 мая с мыса Канаверал (США) стартовала ракета-носитель Falcon 9 c кораблем Crew Dragon. На его борту находятся астронавты Дуглас Херли и Роберт Бенкен. Это первый в истории пилотируемый полет, сделанный частной компанией, и первый для США за 10 лет.
«Вечерняя Москва» попросила военного эксперта Александра Артамонова объяснить, в чем значение этого события в истории мирового космоса и смогут ли американцы отправлять своих астронавтов на орбиту без помощи России.
Шоу или достижение
Президент США Дональд Трамп поздравил главу компании Space X Илона Маска с успешным запуском, назвав это «триумфальным возвращением к звездам». Выступая во Флориде, глава государства пообещал, что американцы скоро высадятся на Марс и у них будут «величайшие вооружения» в истории.
Военный эксперт Александр Артамонов не считает запуск Space X эпохальным событием для всего человечества. Он обратил внимание на то, что астронавты Херли и Бенкен только начнут тестировать панели для ручного управления.
— Корабль по-прежнему летит в автоматическом режиме. Никакого отличия от полета грузовика и обитаемого корабля не наблюдается. Полет проходит в таком же режиме, что и в транспортной версии, — отметил эксперт.
Но есть куда более серьезные вещи. Например, двигатель. У Crew Dragon он в разы слабее, чем у российской РД-180.
— Сердце любого корабля — его силовая установка. У американцев нет силовой установки, которая может позволить им самостоятельно шагнуть к звездам. Илон Маск и НАСА используют версию силовой установки «Мерлин», которая обладает 1/5 тяги российской ракеты РД-180. Требуется 5–6 таких двигателей для вывода Crew Dragon на орбиту. У США есть только маневренные, но не маршевые двигатели (основные двигатели, предназначенные для приведения летательного аппарата в движение — прим. «ВМ»), — отметил Артамонов.
Что касается программы создания собственной силовой установки (BFR), то накануне произошел очередной взрыв на испытательном стенде. Илон Маск и его команда пока не способны подобрать правильный состав смеси, а камеры сгорания не выдерживают высоких температур для того топлива, которое используется на этом прототипе двигателя, говорит эксперт.
Еще одним минусом программы Маска является снаряжение.
— Space X не сумел обеспечить экипаж полноценными скафандрами. Их костюмы красивы, но встречи с открытым космосом не переживут, так как не обладают достаточными степенями защиты, — подчеркнул Артамонов.
«США даже не вторые в космосе»
Глава компании Space X Илон Маск назвал пуск «первым шагом на пути к тому, чтобы люди стали мультипланетной цивилизацией». Он также вспомнил критику бывшего вице-премьера России Дмитрия Рогозина, который после усиления санкций США в 2014 году предложил американцам доставлять своих астронавтов на МКС «с помощью батута». «Батут работает», — пошутил Маск во время запуска Crew Dragon.
HA! "The trampoline is working" - Elon. 😂#MicDrop pic.twitter.com/mGufZXyYKj
— Chris B - NSF (@NASASpaceflight) May 30, 2020
Учитывая вышеперечисленные изъяны Space X, Артамонов считает, что та эйфория, которая воцарилась в американских кругах, — преувеличение своего лидерства в космосе. Заявление Трампа о том, что США «не могут быть номером два в космосе, будучи номером один на Земле», по мнению российского эксперта, не выдерживает никакой критики.
— США в космосе даже не на втором, а на третьем месте. Китайцы после России уже подняли свой корабль с тремя членами экипажа и доработали его до шести членов. Россия с Китаем — развитые космические державы и готовятся построить окололунную базу. Американцы плетутся в хвосте, — подметил военный эксперт.
В обход России?
США лишились возможности самостоятельно отправлять людей в космос в 2011 году. Именно тогда истек срок службы корабля серии Space Shuttle. Один из его пилотов, астронавт НАСА Дуглас Херли и возглавил экипаж Crew Dragon. На Международную космическую станцию (МКС) американцы до сих пор добирались на российских кораблях «Союз». Смогут ли после пуска ракеты Маска США отказаться от услуг России? Артамонов полагает, что теоретически это возможно, но сопряжено с высокими денежными издержками.
— Себестоимость услуг будет запредельной. Когда-то мы начинали от 20–25 млн долларов за одного космонавта от США. Сейчас, с удорожанием доллара, дошло до 82 млн. Но американская цена будет зашкаливать до 140–160 млн долларов, — говорит он.
Кроме себестоимости, проблема Space X состоит в надежности. Ей потребуется как минимум еще 5–6 полетов, чтобы понять, что «конструкция работает». А до этого Crew Dragon остается «опытно-экспериментальным образцом».
Русский ответ
Успех Space X недооценивать не стоит. США впервые за 10 лет совершили пуск корабля с людьми на орбиту. Но это не значит, что Россия проиграет битву за космос. Артамонов напомнил, что в РКК «Энергия» им. С. П. Королева создают сверхтяжелые ракеты для строительства лунной базы. Мощность их двигателя будет в 3–4 раза мощнее нынешних оттестированных. Кроме того, Россия приступила к закладке стратегического бомбардировщика шестого поколения.
— Этот космолет будет способен летать на суборбитальной высоте. У него нет аналогов в мире, — добавил Артамонов.
Помимо создания окололунной базы, Россия совместно с Китаем участвует в освоении Марса. И для этой цели уже создан робот «Федор».
Напомним, ранее в Роскосмосе заявили о планах испытания двух новых ракет в 2020 году, а также о возобновлении с 2021 года лунной программы.
Читайте также: В Роскосмосе допустили полеты российских космонавтов на Crew Dragon