Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Композитор Алексей Рыбников: Кризис общества закончится выздоровлением

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Композитор, режиссер Алексей Рыбников во время репетиции оперы-драмы «Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский» по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир»
Композитор, режиссер Алексей Рыбников во время репетиции оперы-драмы «Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский» по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир» / Фото: РИА Новости

21 и 22 октября на обновленной сцене «Градский Холл» состоится премьера оперы–драмы «Le Prince André. Князь Андрей Болконский» по мотивам романа «Война и мир» Льва Толстого в масштабной постановке композитора Алексея Рыбникова. «Вечерняя Москва» встретилась с автором музыкального спектакля и поговорила о творчестве, вдохновении и ответственности перед аудиторией.

— Алексей Львович, с чем был связан выбор именно этого произведения? Ведь роман «Война и мир» Льва Толстого — сложный для постановки.

— В 2005 году появилась идея создания оперы-драмы. Мне захотелось создать новое музыкальное произведение после «Юноны и Авось» на русскую тему, и мой выбор пал на «Войну и мир». Я долго думал, как поставить такое большое произведение. Тогда я решил сделать центральным персонажем князя Андрея Болконского. Я проникся его образом. Он меня вдохновил.

Это история о молодых людях, которые ищут себя. Болконский тронул меня тем, что он не нашел себя в этом мире. Шел по разным дорогам, казалось, встретил свою любовь — Наташу, но все рухнуло. И Андрей сознательно отправился на войну, на смерть. Он искал свое место в этом мире и не нашел, но не впадает в депрессию из-за этого. У него сильный характер. И в том, что князь Андрей не смог найти себя, я скорее виню мир, чем Болконского.

Он хотел прожить жизнь с пользой, посвятить себя какому-нибудь замечательному делу. Но не получилось, и он принес свою жизнь в жертву на войне и обрел Бога. В моем произведении зрителей ждет необычный финал. Это не хеппи-энд и не финал, как у Льва Николаевича. Он ставит большой знак вопроса перед всеми нами. Как нам жить? Вот это ощущение после спектакля, желание задуматься, разобраться увлекает зрителя.

— В постановке вы сразу в нескольких ипостасях. Вы и композитор, и постановщик, и режиссер. Еще и автор музыки и либретто. Тяжело было?

— В 1991 году я построил в подвале своего дома театр. Я знаю не только как он создается в художественном смысле, но и из каких винтиков, гвоздиков и проводков состоит. Я сам ставил спектакли потому, что чувствую и знаю, как сделать музыкальный спектакль. Весной 2021-го мы показали «Князя Андрея» на сцене театра Et Cetera. И после того как я стал художественным руководителем не только в моей творческой мастерской, но и в концертно-театральном объединении «Градский Холл», мы решили поставить здесь мою оперу-драму.

Тут была крошечная сцена, не было инфраструктуры для постановки масштабных музыкальных шоу. Мы работали очень много, чтобы превратить концертную площадку в театральную. Сложность состояла в том, что у Толстого очень много разных картин и весь объем нужно уместить в два акта спектакля — это и Аустерлиц, и салон мадам Шерер, и бал Наташи. Мы осваивали новую технологию.

На огромный черный экран, который был установлен на сцене, для этой постановки транслируются видеоинсталляции с лазерных проекторов. Они дадут зрителям возможность перенестись в эпоху войны 1812 года. Помимо этого, у нас яркие сценические костюмы в стиле XIX века. Арии исполняются на двух языках — русском и французском.

— Как вы относитесь к тому, что запрещают русскую культуру?

— Это катастрофа. Для европейцев. Не для нас. И это глупо. Льва Толстого, Федора Достоевского и Антона Чехова отменить невозможно. Попытки говорят о низком уровне развития тех, кто это делает. Мы их культуру не запрещаем. Я верю, что ситуация должна измениться.

Мир не стоит на месте. Он движется. И я надеюсь, что кризис закончится выздоровлением. А соответственно, возобновятся и прежние культурные связи, и прежние контакты. В том числе и контакты западной аудитории с целебной и питательной русской культурой.

Композитор Алексей Рыбников: Кризис общества закончится выздоровлением Фото: АГН Москва

— Что вы думаете о звездах, которые покидают нашу страну и не поддерживают позицию России?

— Этот процесс всегда был — никогда не прекращался. Я думаю, что в такой ситуации бросать все и уезжать из страны — значит подрывать общественный энергетический потенциал. Общество — это энергия. Ее чувствуют все люди. Они любили какую-то звезду или известного человека, просто с ума сходили. У них был энтузиазм и энергетический подъем, когда они слушали музыку или смотрели фильмы. И вдруг любимая певица уезжает навсегда. У людей, испытывающих чувства к этой звезде, возникает энергетическая дыра. Такая ситуация приводит их к депрессии, к тяжелому психологическому состоянию.

Я считаю, что безответственно со стороны известных людей вот так бросать тех, кто к ним хорошо относился. Они не повели за собой этих людей. Они их не поддержали. Они их бросили. Они должны были думать о людях, которых оставили. Чем популярнее актер, тем больше у него ответственности за людей, которые ему доверяют. Всегда очень печально, когда любовь обманывают. Бросить чью-то любовь, как ненужную вещь, непростительно. А ведь уехали звезды, которых любили миллионы людей.

— Есть ли у вас идея съездить в новые российские регионы, на Донбасс например?

— Артисты моего театра уже ездили туда с выступлениями. Сейчас солисты из Театра Рыбникова собираются в Мариуполь. Там будут выступать перед защитниками новых территорий. А в Донецком театре уже много лет идет «Юнона и Авось». Скоро они приедут с гастролями к нам, в Москву.

— Исполнители из шоу «Голос» будут выступать в ваших музыкальных спектаклях?

— Нет. Они певцы, перед ними стоят другие задачи. У них концерты и выступления, но мы, конечно, планируем совместные проекты. «Голос» — это зрелищные телешоу. У них высокий рейтинг, и народ их любит смотреть. Но немногие знают, как складывается жизнь исполнителей после окончания проекта.

У всех непростая судьба: у победителей и у тех, кто не прошел отбора. У многих после шоу продолжения карьеры не было. К сожалению, не продумана система реализации и дальнейшего развития участников таких конкурсов, как «Голос». Надеюсь, что мы поможем развиться таким певцам совместными концертными программами.

ДОСЬЕ

Алексей Львович Рыбников родился 17 июля 1945 года в Москве. Советский и российский композитор, продюсер. В 1999 году получил звание народного артиста Российской Федерации. В 2003-м стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации и Премии президента Российской Федерации. Председатель Совета Союза композиторов России.

Яна Чурикова, Игорь Кваша, Леонид Броневой в «Том самом Мюнхгаузене» Яна Чурикова, Игорь Кваша, Леонид Броневой в «Том самом Мюнхгаузене» / Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» / 1979, Мосфильм

Детали к портрету Алексея Рыбникова

С детства импровизировал

Сначала отец, первая скрипка оркестра Александра Цфасмана, скептически относился к импровизациям сына, пока не заметил у мальчика способности композитора.

В 8 лет начал создавать музыку

Первые фортепианные пьесы были для сказки «Багдадский вор». А в 11 лет — музыкальный балет «Кот в сапогах». Алексея отец показал великому Араму Хачатуряну. Он сразу принял мальчика в свой класс при консерватории.

Увлекся роком

В 1970 году Рыбникова, увлекшегося современной рок-музыкой, пригласили написать музыку к «Острову сокровищ». С этого момента Алексей создавал произведения для многих кинофильмов. Самыми известными лентами с музыкой Рыбникова в 1970-х стали фильмы «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь» и «Тот самый Мюнхгаузен».

Снимал фильмы

В качестве кинорежиссера Алексей Рыбников снял четыре полнометражные киноленты: «Дух Соноры», «Литургия оглашенных», «Потерянный», «Le prince André. Князь Андрей Болконский».

Главный хит

В 1981 году в «Ленкоме» состоялась премьера еще одного хита Алексея Рыбникова — музыкальной оперы «Юнона и Авось». Новаторством композитора было то, что он соединил светскую музыку с православными молитвами.

Писал для Башмета

Алексей Рыбников — автор симфоний и концертов для скрипки и виолончели, которые исполняли лучшие симфонические оркестры Юрия Башмета, Валерия Гергиева.

Принесли известность сочинения для сцены

В советское время Рыбников начал писать музыкальные сочинения для сценической постановки. В 1976 году в «Ленкоме» состоялась премьера первой в Советском Союзе рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую Алексей Рыбников написал в соавторстве с Павлом Грушко.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.