Генерал Армагеддон: что изменится в проведении спецоперации с приходом Сергея Суровикина
Специальная военная операция вышла на новый этап. С 10 октября энергетическую и военную инфраструктуру Украины уничтожают точечными ракетными ударами. Такая тактика, по мнению экспертов, связана с приходом нового командующего СВО — Сергея Суровикина. У генерала богатый опыт: с ноября 2017 года он возглавляет Воздушно–космические силы (ВКС) России, в 2019-м командовал российскими войсками в Сирии. А еще он имеет весьма говорящее прозвище.
Сергей Суровикин — сибиряк. Родился 11 октября 1966 года в Новосибирске в семье служащих. В 1987 году с золотой медалью окончил Омское высшее общевойсковое командное училище. Через восемь лет, в 1995-м, тоже с отличием, окончил командный факультет Военной академии имени Фрунзе, а в 2002 году — Военную академию Генерального штаба ВС РФ. И — снова с отличием!
При этом генерал он отнюдь не паркетный. В конце 1980-х годов Суровикин прошел путь от командира мотострелкового взвода — это самая низкая должность для выпускника военного училища — до командира роты и замкомандира мотострелкового батальона. В 1989 году совершил подвиг: на учениях увел от солдат загоревшуюся БМП с боекомплектом, за что был награжден медалью.
Исполнил долг и... сел в тюрьму
В 1991 году Суровикина назначили начштаба и и.о. командира батальона 2-й гвардейской мотострелковой Таманской дивизии. В августе того же года дивизию подняли по приказу ГКЧП — поддерживать безопасность и не допускать беспорядков на улицах Москвы. В ночь на 21 августа батальон мотопехоты на БМП под командованием Суровикина пытался прорвать баррикады на пересечении Садового кольца и Нового Арбата. Дальнейшее — известно.
Завязался настоящий городской бой. Нападавшие — защитники Белого дома — сожгли одну БМП, еще одну повредили, а шестеро военнослужащих получили ранения, ожоги и травмы. При этом трое нападавших погибли: Дмитрий Комарь при маневрировании БМП был раздавлен гусеницами, Илья Кричевский и Владимир Усов — застрелены. В итоге капитан Суровикин несколько месяцев провел в СИЗО «Матросская тишина».
— Парадокс в том, что человек всего лишь выполнил приказ, оставшись верным присяге, — рассуждает кандидат исторических наук, преподаватель МГУ Сергей Забродин. — Буквально в те же дни другой военный, правда намного крупнее чином, присягу нарушил, но попал не под трибунал, а в политическую элиту.
Генерал-майор Александр Лебедь во главе батальона тульских десантников взял в окружение здание Белого дома Верховного Совета РСФСР, но уже на следующий день перешел в ряды сторонников Бориса Ельцина, развернув танки уже в защиту Верховного Совета против ГКЧП. Такие вот разные судьбы.
К счастью, в декабре 1991 года прокуратура Москвы прекратила уголовное дело против капитана Суровикина и других военнослужащих «за отсутствием признаков уголовно наказуемого деяния». В материалах расследования было сказано: «Личный состав батальона в сложной обстановке проявил выдержку, мужество, не допустил захвата оружия и боеприпасов, военной техники и пресек своими действиями возможные дальнейшие напрасные жертвы со стороны военнослужащих и гражданских лиц». Справедливость, казалось бы, восторжествовала, но с тех пор Суровикин служил не в Москве, а, что называется, мотался по гарнизонам.
Спас 34 ребенка
Свой первый боевой опыт Сергей Суровикин получил в Таджикистане, в 201-й мотострелковой Гатчинской дивизии. Она обеспечивала прикрытие границы Таджикистана с Афганистаном, где продолжалась война.
— Обстановка в Таджикистане тогда была крайне тяжелая. Наших солдат и офицеров при выходе в город буквально отстреливали «вовчики» — так в Таджикистане называли ваххабитов, — рассказывает военный эксперт, полковник ВС РФ в отставке Андрей Земцев. — При этом Москва запрещала военнослужащим брать с собой оружие при выходе из части. Десятки наших безоружных ребят погибли. В общем, служба Суровикина проходила в крайне опасных условиях.
Между тем 201-я дивизия вместе с Суровикиным не только успешно противостояла вооруженным бандам, но и помогала мирным жителям. Так, в 1998-м в Восейском районе Таджикистана за несколько дней выпало рекордное количество осадков, в итоге сошли сели. Местным жителям срочно требовалась помощь: им грозил риск быть похороненными под потоками камней и грязи.
Командир 149-го полка подполковник Суровикин решил незамедлительно провести спасательную операцию. Так как глубина и размеры селевого потока не позволяли пройти обычной технике, к месту бедствия стали пробиваться на танках. В ходе операции военнослужащие полка спасли 34 ребенка и 55 взрослых жителей кишлаков.

Очень молодой генерал–майор
Службу в Таджикистане Суровикин завершил на посту начштаба дивизии. А потом, окончив Академию Генштаба, продолжил службу в Екатеринбурге, уже командиром мотострелковой дивизии. Она числилась в отстающих, но Суровикин, как говорят, «железной рукой» навел в ней порядок. Уже в 36 лет он был генерал-майором.
— Фантастический карьерный взлет! В 36 лет обычно ходят в «подполах» — то есть подполковниках, — рассказывает Андрей Земцев. — Если ты в 36 — полковник, то, считай, карьера удалась. А генерал-майор — это почти фантастика. Чтобы получить такое звание, нужно много учиться и крайне успешно служить. Рамзан Кадыров, правда, стал генерал-майором в 33 года, но он — особая статья. Кадыров — политический деятель. Суровикин же — солдат.
Кстати, свой второй боевой опыт молодой генерал получил именно в Чечне. В июне 2004 года Суровикина назначили командиром 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцированной на Северном Кавказе. Она много раз принимала участие в столкновениях с чеченскими боевиками. Командуя дивизией, Суровикин приобрел репутацию жесткого и требовательного военачальника.
Известно его заявление: «За каждого погибшего солдата мы уничтожим троих боевиков — это наш специальный счет».
В то время обстановка в Чечне менялась каждую минуту, и времени на ее изучение и принятие решений катастрофически не хватало. Поэтому Суровикину очень пригодился боевой опыт, полученный в Таджикистане.
— Военные действия крайне редко идут по плану: слишком уж много быстроменяющихся факторов. Задача командира — все эти факторы моментально учесть и поменять, если нужно, характер действий. Тут огромную роль играют боевой опыт и «чуйка» — чутье, когда командир буквально предвосхищает события. Никто в руках «чуйку» не держал, но без нее на войне никак, — считает Андрей Земцев.
Здесь же, во время КТО, контртеррористической операции, Сергей Суровикин познакомился с будущим главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Вот как отзывался о Суровикине генерал-полковник, бывший командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Вячеслав Дадонов:
— Генерал Суровикин служил в моем подчинении в Чечне. Это инициативный, решительный и умеющий принимать решение в сложнейшей боевой обстановке командир. Его никогда не надо было проверять после постановки задачи — выполнял при любых обстоятельствах. Генерал Суровикин — это военачальник армии нового типа.
Боевой опыт и явный военный талант Суровикина заметили на самом верху. В ноябре 2008-го он назначен начальником Главного оперативного управления Генштаба, которое отвечает за планирование обороны и руководство войсками. Впрочем, на этой должности он проработал чуть больше года. Затем снова служил в Екатеринбурге, потом в Хабаровске, активно занимался созданием военной инфраструктуры на Курильских островах и в Арктике.
Удивительный военный
Триумфом Сергея Суровикина стал его «сирийский период». С марта 2017-го он возглавлял российскую группировку войск. За это время армия Сирии при поддержке наших военных смогла провести сразу несколько крупных стратегических операций, взяв под контроль большую часть территории республики, основные транспортные коммуникации, нефтяные месторождения и многие другие объекты.
— Наше участие в этой войне сводилось в основном к воздушной и артиллерийской поддержке сирийской пехоты, но мы показали очень высокий уровень, — рассказывает Андрей Земцев. — Скорее всего, именно поэтому в том же году указом президента Суровикина назначили главнокомандующим ВКС — Воздушно-космическими силами России. Впервые в истории во главе Воздушных сил встал человек без опыта полетов и вообще работы в авиации! Стало совершенно очевидно, что Суровикин — человек особенный.
С 2022 года Сергей Владимирович руководил Южной группировкой войск в зоне СВО на Украине. А 8 октября Сергей Шойгу назначил его первым единым командующим всей российской группировкой войск в зоне проведения спецоперации.

Нужен один командир
Военный эксперт Яков Кедми уверен, что создание единого командования и назначение Сергея Суровикина повысят эффективность действий армии России.
— Театром военных действий, таким как Украина, должен управлять один командир. У него есть единые штаб, планирование, координация, определенная последовательность действий. Это позволяет рассчитывать, что ситуации, когда армия не успевает среагировать на происшествие на каком-то участке фронта, просто не произойдет, — подчеркнул Кедми.
По его словам, послужной список Суровикина доказывает, что у него очень большой военный и оперативный опыт боевых действий в самых различных ситуациях. И это крайне важно.
— Что требуется от командира? Как можно быстрее и точнее оценить обстановку, определить, каковы должны быть действия, добиться того, чтобы они прошли именно так, как он определил, — пояснил эксперт.
По словам Якова Кедми, Суровикин — сторонник активных и инициативных действий. Именно у таких командиров, как правило, на войне преимущество.
Андрей Земцев согласен:
— Сейчас главная задача наших войск — перехват инициативы. Ведь в сентябре она перешла к ВСУ: они что-то делают, а мы только отвечаем. Чтобы победить, ситуация должна быть обратной: мы предпринимаем активные действия, ВСУ сначала отвечают, а потом у них просто заканчиваются ресурсы и следует капитуляция. Для реализации такой стратегии Суровикин и назначен, — пояснил Земцев.
Военный эксперт Виктор Литовкин рассказал, что генерала Суровикина в армии очень сильно уважают. Он считается волевым и решительным командиром, не боится принимать самостоятельных решений и лично за них отвечать.
— Не забывайте, что он пришел на новую должность, будучи командующим Воздушно-космическими войсками, которые подразумевают комплексное решение проблем. Туда входят космос, авиация, флот, наземные войска. Так что он владеет всеми необходимыми компетенциями, — пояснил Виктор Литовкин.
Эксперт уверен, что создание объединенного командования «существенно ускорит процесс принятия решений на местах и улучшит взаимодействие между родами войск и фронтами».
— Работа предстоит колоссальная: нужно наладить взаимосвязь с центром, с Западным военным округом, Черноморским флотом, артиллерией, Сухопутными войсками и авиацией, — говорит Виктор Литовкин.
Эксперт Алексей Леонков резюмирует:
— Суровикина можно сравнить с пожарным: его назначают туда, где что-то горит. После сирийской кампании он стал главкомом российских Воздушно-космических сил. Напомню, что тогда у нашей авиации был не самый простой период. Падали самолеты, летчики проводили в воздухе без отдыха почти сутки. По сути, пехотный генерал сумел исправить эту ситуацию. Затем Суровикин командовал одним из самых пожароопасных направлений — нашей группировкой «Юг». И только благодаря ему ВСУ не смогли достичь каких-либо серьезных успехов на Херсонско-Запорожском направлении, несмотря на перевес в живой силе.
Эксперты сходятся во мнении, что свое прозвище — «генерал Армагеддон» — Сергей Суровикин получил неслучайно. Конец света на Украине постепенно наступает. В прямом смысле.
Напоследок стоит добавить, что Сергей Владимирович вдобавок ко всему — примерный семьянин. Вместе с женой Анной Борисовной он воспитывает четверых детей — трех дочерей и сына.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Айтеч Бижев, генерал–лейтенант, заслуженный военный специалист Российской Федерации:
— «Армагеддона» иногда упрекают за жесткий стиль руководства, чрезмерную требовательность к подчиненным. Это прозвище ему дали в чеченской кампании, когда он сказал, что будет уничтожать троих боевиков за каждого погибшего солдата. Своим примером он показал, что не отступит и готов сражаться до конца. Без этого в армии просто нельзя, так как слишком велика цена принимаемых решений — жизни десятков и сотен людей.
Пару раз и я с ним виделся, разговаривал. Мне он показался человеком с железным характером, который знает, как и почему он принимает то или иное решение. Таких, как он, не так много. В нем и патриотизм, и тактическая выучка, психология победителя и стальные нервы. Такие люди нужны Российской армии, и на них должны равняться остальные.
Алексей Кочетков, глава гражданской инициативы «Русский союз»:
— По рассказам офицеров, которые служили под руководством Сергея Суровикина, он очень дисциплинированный и требовательный человек. По нему видно, что он требует максимального результата, но при этом всегда готов поддерживать ребят, давать им наставления. Я думаю, что такой генерал сейчас и нужен в качестве командующего спецоперацией на Украине.
Мне кажется, что человек, который имеет огромный как боевой опыт, так и опыт в командовании войсками, определенно должен достигнуть успехов и здесь. С его приходом уже начали решаться некоторые проблемы, которые были у Российской армии. Я думаю, что, если он продолжит гнуть свою линию непоколебимого генерала, то Россия достигнет огромных успехов на этом поприще.
Василий Дандыкин, член экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России», военный эксперт, капитан 1–го ранга:
— В армии Суровикина очень сильно уважают. Он волевой и решительный командир, не боится принимать самостоятельных решений и лично за них отвечать. Учитывая, что его назначил президент, и он, вероятно, в курсе, что происходит в зоне боевых действий и какие проблемы там испытывают наши военные, думаю, глава государства окажет содействие новому командующему для успешного завершения спецоперации.
Я думаю, что с приходом Суровикина в первую очередь упростится взаимодействие между фронтами, станет эффективнее. Должно произойти создание объединенного командования, которое существенно ускорит процесс принятия решений на местах и улучшит взаимодействие между родами войск и фронтами. А работа там колоссальная: нужно наладить взаимосвязь с центром, с ЗВО, Черноморским флотом, артиллерией, сухопутными войсками и авиацией. Он должен решить эти вопросы, и тогда наше продвижение будет быстрым и четким.
Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова:
— Для армии централизация власти — это один из основных признаков достижения успеха в бою. Это позволяет людям понимать, кто несет ответственность за ход проведения спецоперации. Сослуживцы характеризуют Суровикина как требовательного, организованного и честного командира, который понимает весь груз ответственности, но стойко принимает ее. Он понимает возможности нашей армии и успешно управляет ее действиями, ведь в первый же день его пребывания в новой должности мы увидели смену вектора проведения спецоперации.
Александр Михайлов, руководитель Бюро военно–политического анализа:
— Суровикин — боевой генерал, который прошел путь от командира взвода до командующего спецоперацией. Нам нужна была личность, в которую будут верить рядовые граждане и сами солдаты. Пока трудно дать оценку действиям нового командующего в зоне спецоперации, прошло не так много времени с момента его назначения.
Одно можно сказать точно, что Суровикину предстоит создать ставку оперативного военного командования в самой зоне спецоперации, чтобы руководство шло напрямую, а не через Москву. Помимо этого, сразу несколько силовых ведомств принимают участие в спецоперации, например Росгвардия, погранслужба, МЧС России, наше МВД и многие другие, и их координацию должен будет обеспечивать Суровикин. Перед командующим стоит задача создать предпосылки для успешного наступления наших войск на Западном направлении Украины.