Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Люди мира: как иностранцы помогают россиянам и почему они это делают

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Люди мира: как иностранцы помогают россиянам и почему они это делают
Американец Джесси Доменик знакомит россиян с православными обычаями / Фото: Из личного архива

Этой зимой кажется, что весь мир против нас. На Западе цветет русофобия: русскую культуру запрещают, россиянам за рубежом закрывают счета и банковские карты. Но все ли иностранцы разделяют идею «плохих русских»? Мы нашли граждан других государств, живущих в столице, сопереживающих русским людям и помогающих им как словом, так и делом.

Историк Ольга Тимофеева говорит, что вопрос изучения мотивов человека занимал умы исследователей с момента осознания своей принадлежности к человеческому роду. Так, Томас Гоббс считал «войну всех против всех» естественным состоянием человечества.

— И именно воинствующее начало homo sapiens позволило ему устранить конкурентов в виде homo floresiensis, неандертальцев, человека Денисова и других, — поясняет она.

В то же время Жан-Жак Руссо считал, что человеку, напротив, свойственно стремление не к войне, а к кооперации. Он описывал мирные сообщества, которые познакомились с агрессией только после появления частной собственности.

— А вы как считаете: человек по природе агрессивен или дружелюбен? — интересуюсь я. — Скорее всего, и то и другое, — отвечает историк. — Конфуций говорил, что люди наделены светлым и темным началами, «чувствами радости и гнева, печали и счастья. Небо одарило их такой природой, но не определило ей меру». Наверное, это тоже не просто так. Меру должен определить сам человек, и в зависимости от его выбора человечество либо продолжит свое развитие дальше, либо исчезнет с лица Земли.

Если ты добрый — значит, ты слабый

Имя: Сотхеала Реал
Гражданство: Камбоджа
Вероисповедание: буддизм
Род занятий: аспирант МАДИ, преподаватель кхмерского в ИСАА МГУ

С камбоджийцем Сотхеалой Реалом мы направляемся к Сыромятническому скверу. На улице дождь, я сильней кутаюсь в куртку, а камбоджиец только радуется:

«В плохую погоду людей больше будет».

Он имеет в виду бездомных, которые пришли за едой. Два раза в неделю, по средам и пятницам, Сотхеала, закончив работу, покупает в ближайшем магазине хлеб и пряники и отправляется в сквер за Курским вокзалом. Каждая такая покупка в среднем обходится ему в 2000 рублей.

Вроде и немного, но для аспиранта, который живет в общежитии и перебивается подработками, сумма существенная.

К семи вечера в сквере, как правило, уже дежурят волонтеры из «Социального патруля» и других организаций. Они привозят суп в полевой кухне, не хватает хлеба и сладенького.

— А еще не хватает рук, — говорит камбоджиец. — Они нужны даже больше, чем хлеб! Поэтому я рассказываю друзьям о том, чем занимаюсь, и привожу их сюда.

Его инициатива поначалу вызывает у людей брезгливость — все-таки бездомные, мало ли чем болеют. Но после первого выхода «в поле» эти чувства как рукой снимает — границы расширяются.

— Ой, сынок, ты с девушкой сегодня? — к Сотхеале спешит бабуля в косыночке и телогрейке.

Она представилась Дарьей и рассказала, что всю жизнь проработала на обувной фабрике. Жила с сестрой в квартире, а после смерти сестры племянники выселили тетю на улицу. С тех пор Дарья живет на вокзале.

— Сынок, ты пряничков мне дай, и я пойду, — просит Дарья. А потом, обернувшись ко мне, объясняет: — Все время его имя забываю, называю «сынком». Он вроде не обижается… В этот момент к нам подходит сотрудница социального патруля с пластиковыми ложками.

Так мы образовали конвейерную линию: дежурные на полевой кухне наливают суп, затем мы с Сотхеалой выдаем хлеб, а завершает раздачу девушка с ложками. Через полчаса у меня онемела рука: я не успевала передохнуть даже несколько секунд — голодные люди все шли и шли. Я поняла, почему Сотхеала говорил, что руки в этом деле важнее хлеба.

Стереотипных «бомжей» в этой очереди, к слову, было немного. Гораздо больше трезвых людей в чистой одежде. Многие из них оказались здесь случайно: например, одного из строителей-мигрантов «кинул» работодатель — не заплатил за работу, поэтому он ждет перевода от родственников, чтобы оплатить комнату. А пока пришел поужинать на вокзал — знакомые рассказали, что здесь кормят бесплатно.

— Когда я в 2007 году приехал в Москву, то не знал русского языка, — вспоминает Сотхеала. — Сначала учил язык, потом поступил в МАДИ и начал учиться. Денег постоянно не хватало, и я пошел работать на автомойку. Поддержки от родных было мало, и я мог не есть по два дня. Поэтому я знаю, как плохо, когда хочется кушать.

Сотхеала — буддист. Рассказывает, что у него на родине принято поддерживать монахов, которые молятся за всех кхмеров. Монахи подходят к домам и молчат. Люди понимают, что они просят есть, и делятся едой.

— А в России не принято делиться с теми, кто просит, — улыбается Сотхеала. — Тут говорят, что если ты добрый — значит, слабый. Русские пережили много страданий, поэтому многие закрыли свою душу и открывают ее неохотно.

Камбоджиец вспоминает, как однажды кормил бездомных зимой, сильно замерз и заболел. А его русские друзья ухаживали за ним: принесли лекарства, сварили еду и развлекали его, чтобы он не скучал. Сегодня, когда ему трудно, друзья помогают деньгами.

— Надо возвращать «долги»! — шутит он. А потом прибавляет. — В России раньше была культура помощи бедным. А сегодня все думают только о себе. Я делюсь своим добром, это видят другие и присоединяются ко мне. Понимаешь, добро — это главное качество в человеке. У кого-то оно открыто, а у кого-то закрыто. Я хочу, чтобы люди в России стали делать больше добра друг другу, потому что закрытые люди сами по себе, а открытые — все вместе! Россия — большая страна, и если вы не будете вместе, то жить здесь будет очень тяжело.

— Хорошо говоришь, — не выдерживаю я. — Но тебе-то какая разница: будут русские вместе или нет? — А я хочу остаться здесь, — улыбается кхмер. — Планирую российское гражданство получить. За эти годы я много где побывал и понял, что не смогу жить без России: без своих друзей, без бабушек, которые называют меня «сынком», без Москвы... Без всего этого.

Бабушка думает, что Россия — это СССР

Имя: Джесси Доменик
Гражданство: США
Вероисповедание: христианство
Род занятий: редактор портала о православии

Джемпер, клетчатая рубашка, окладистая борода и очки — если собрать в кучу все стереотипы об американцах, то образ Джесси Доменика отсылает либо к студенту одного из американских колледжей, либо к проповеднику. Впрочем, то и другое недалеко от правды.

Джесси — американец из глубинки штата Пенсильвании: «там нет многоэтажных домов, подземки, а из культурно-развлекательных заведений — бар да протестантский приход». Как и все в его семье, Джесси был протестантом. Его взгляды на мир изменила встреча с православным проповедником, читавшим лекции у них на кампусе: «Это большая редкость. У православных не принята уличная проповедь. Многие считали его сумасшедшим».

Но этот «сумасшедший» сумел донести суть катехизиса до студента лучше, чем это делали протестантские проповедники в его городке.

— Одна из мыслей, которая у меня отозвалась, — то, что в протестантизме авторитетом духовной жизни является Писание, — вспоминает он. — И, по сути, авторитетом может стать любой человек, который его читает и толкует. Это неправильно. Ну как один человек или Писание могут быть авторитетами? В православии авторитетом является вся церковь.

Спустя полгода бесед с преподавателем Джесси принял православие. А чтобы лучше его понимать, начал учить русский по аудиоурокам и книгам. Дальше — больше. Американец приехал в Москву — «монастыри посмотреть». А потом как-то внезапно для себя устроился на работу в редакцию сайта «Православие.ру». Там он начал рассказывать о православии на огромную англоязычную аудиторию. Чуть позже познакомился с Филиппом Чэмпионом, директором Центра святого Феликса Бургундского. В этом центре волонтеры учат иностранным языкам желающих. Так Джесси присоединился к команде добровольцев — проводил библейский кружок на английском, несколько раз читал курс катехизиса.

— Это благословенное дело — учить других вере, особенно на великолепном английском языке, — улыбается он.

Спустя время там он встретил свою будущую жену. Екатерина — россиянка, на курсах она преподавала английский. И с Джесси, говорившим по-русски с сильнейшим американским акцентом, тоже быстро нашла общий язык. Теперь у пары подрастают две очаровательные дочки. А все мысли о возвращении домой у американца сначала отошли на второй план, а потом и вовсе исчезли.

— Я несколько раз ловил себя на том, что при слове «дом» представляю свою квартиру в Бирюлево, а не родительский домик в Пенсильвании, — улыбается он.

Конечно, родителям свыкнуться с этой мыслью было нелегко.

— Сначала они не понимали меня: почему православие, почему Россия? — вспоминает Джесси. — Они живут в глубинке и далеки от того, что происходит в мире. Моя бабушка, например, до сих пор думает, что Россия — это СССР. Им казались странными наши службы, ведь в протестантстве нет песнопений и чтения… Но мой папа, пытаясь понять меня, посещал православные службы и через несколько лет сказал: у вас на службе очень высокая молитва.

Для Доменика православие — это не про человека, а про любовь ко всем людям, без разницы, на каком языке они разговаривают. И если даже родители приняли его точку зрения, то со временем, считает Джесси, можно донести ее и до других людей.

Именно поэтому он и сейчас в Москве продолжает говорить о любви и мире, даже в условиях, когда мира в мире не очень много. Да, сложно, что родные на другом конце света, и непонятно, когда младшая дочь сможет обнять свою бабушку, которую она видела только на экране монитора; сложно с получением документов, особенно во время новой «холодной войны». Но когда путь проповедника, особенно православного, был легким?

Когда братья ссорятся — они не перестают быть братьями

Имя: Амир Бахши
Гражданство: Иран
Вероисповедание: ислам
Род занятий: спортивный тренер (Герой отказался предоставить фото по соображениям безопасности)

С иранцем Амиром мы знакомы давно: он один из самых популярных тренеров в спортзале, куда я хожу заниматься. Суровый взгляд и мышцы, которые видны даже в свободной толстовке, мотивируют всех «офисных мальчиков» выстраиваться к нему в очередь на тренировки. С девочками он не занимается. Во-первых, тренировки у него достаточно тяжелые и изматывающие, без перерывов на веселую болтовню, а девочки такое не любят. А во-вторых, он мусульманин и с «чужими женами» предпочитает лишний раз не связываться. Возможно, и мы тоже продолжили бы просто кивать друг другу при встрече, если бы случайно не встретились на одном из пунктов сбора помощи беженцам. Узнав меня, серьезный иранец расплылся в улыбке, и разговор завязался сам собой. Амир рассказал, что помогает беженцам с первых дней конфликта. При этом до СВО он вообще не интересовался российско-украинскими взаимоотношениями.

— У меня был клиент, который ходил ко мне постоянно в течение нескольких лет, — говорит он. — Ну и со временем мы подружились. Я к нему на дачу ездил, обсуждали разное…

Оказалось, что Илья, друг Амира, — военный-контрактник. С началом спецоперации его откомандировали на Донбасс. И с этого момента Амир начал изучать вопрос: читать статьи, смотреть ролики на ютубе.

— У меня были клиенты и с Украины, и из Белоруссии, из Армении, но я всех их считал русскими — одним народом, как в ваших учебниках написано. Я даже не подозревал, что между братьями могут быть такие серьезные разногласия, — признается он.

Первый раз он приехал на пункт сбора помощи из интереса — просто посмотреть, но разговорился с семьей беженцев из Северодонецка. Оказалось, что людям действительно угрожала гибель: от бомб они прятались в подвале своего дома и только чудом успели выбраться в Москву. Их история поразила иранца до глубины души. И с этих пор он каждый месяц приезжает сюда, нагруженный коробками консервов и памперсами. Пачки с памперсами в руках сурового бородатого мужика смотрятся как-то особенно трогательно.

— Да, в исламе поощряется помощь ближнему, — отвечает на мой вопрос Амир. — Но я это делаю не только из религиозных соображений. Я хороший мусульманин, мне не надо лишний раз доказывать это Аллаху. Когда я только приехал в Москву, многие люди помогали мне с жильем и документами. С тех пор я считаю их своими братьями. А братья моих братьев — мне братья. Один мой брат, Илья, сейчас сражается за жизни своих братьев с Донбасса, значит, и я должен помочь им.

Я интересуюсь, стал бы Амир помогать беженцам не из восточной Украины, а, например, из западной, окажись они здесь. Иранец задумался.

— Если бы я лично сюда не приехал, то не стал бы, — помолчав, признался он. — Слишком плохо я относился к украинцам после того, что прочитал о них в сети. Но теперь, пообщавшись с людьми, бежавшими оттуда, я понял, что если братья ссорятся, то они не перестают быть братьями. Кроме того, когда у тебя нет дома, а живот пуст, то политика уже не важна. Сейчас я помог бы всем. И сделаю это, если у меня будет возможность. И я уверен, что мой брат Илья сделал бы то же самое.

Сергей Барков, специалист по теории игр, считает, что альтруизм выгоден человечеству.

— Американский политолог Роберт Аксельрод противопоставил в игре разные компьютерные программы, — объясняет он. — Каждая программа следовала определенной стратегии поведения с соперником. Она могла, к примеру, кооперироваться или обманывать, поступать эгоистично или идти на уступки. И оказалось, что в длительной перспективе наиболее успешна стратегия «tit for tat», иначе говоря: «Ты мне — я тебе». Сейчас на ней основана вся мировая экономика. Эта стратегия позволяет человечеству развиваться. Поэтому интуитивно человек понимает, что помогать другому — важно и нужно.

Выходит, что в нас самих заложена биологическая подсказка относительно того, как жить дальше. Как говорится в одном известном меме, «если тебе нужен был знак, то вот он». А уж как мы им воспользуемся и воспользуемся ли вообще — покажет только время. Пока оно у нас есть.

ЦИТАТА

Владимир Путин, президент России:

— Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю в то, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И если мы будем это делать вместе, то нас ждет успех в отношениях между собой.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.