Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Назад в будущее: какие поправки в законах ждут писателей и литераторов

Общество
Назад в будущее: какие поправки в законах ждут писателей и литераторов
Фото: Public domain

В Госдуме продолжается работа над поправками в закон о культуре, рассмотрение которого намечено на начало 2023 года. Он касается всех, и в первую очередь писателей и литераторов.

Уже в феврале состоится очередной съезд Союза писателей России — крупнейшего общественного объединения, в которое входят около 8,5 тысячи литераторов из всех регионов страны. В предлагаемых депутатами поправках говорится о необходимости действенной поддержки со стороны государства писательского сообщества. Во фракции «Справедливая Россия — За правду» недавно состоялась встреча лидера партии Сергея Миронова с руководителями крупнейших писательских союзов, входящих в АСПИ (Ассоциацию союзов писателей и издателей).

На страницах «Вечерней Москвы» неоднократно обсуждались вопросы, волнующие литературную общественность. В столице живут и работают более 3000 литераторов — членов различных объединений. Сегодня мы продолжаем дискуссию о положении писателей в обществе. Возможно ли их объединение в единый творческий союз, как было когда-то?

Литературная жизнь в стране нуждается в реорганизации. Об этом говорят давно, но дело движется медленно. Писательскую общественность напрягает то, что рождающаяся в спорах и дискуссиях оптимальная модель взаимоотношений литературного сообщества и государства тревожно напоминает прежнюю советскую. Ту, которая была разрушена в начале 1990-х годов, когда единый Союз писателей СССР прекратил существование и возникла целая россыпь союзов, взявшихся делить имущество Литфонда, недвижимость, дома творчества, служебные дачи, поликлиники, детские сады, издательства, газеты и журналы. Все было утрачено, разворовано, уведено слетевшимися на бесхозное добро ушлыми людьми. Писатели из уважаемых деятелей культуры превратились в униженных просителей у «парадных подъездов» издателей, распределяющих дотации и гранты чиновников, спонсоров литературных премий, организаций и фондов (теоретически), готовых проплатить издание их произведений.

Редким же, вписавшимся в рынок счастливцам стало удобнее существовать «поверх» общественных профессиональных объединений, работать с издательствами по формуле: товар — деньги — товар. Точно так же относятся к союзам писателей молодые литераторы, в силу возраста не успевшие приобщиться к благам, предоставляемым членам творческих союзов во времена СССР. Преемственность традиций в современной российской литературе нарушена. Литературный процесс заменили реклама и дружеские реверансы.

Об объединении писателей в новую общероссийскую организацию, способную возродить престиж профессии, юридически и материально защитить тружеников пера, обеспечить приемлемый уровень гонораров, вернуть хотя бы часть утраченного имущества Литфонда, шла речь на состоявшемся недавно ежегодном собрании членов Творческого и Наблюдательного советов АСПИ (Ассоциации союзов писателей и издателей России). Созданную два года назад при активном участии государственных структур ассоциацию можно считать прообразом будущей единой писательской организации. В состав ее учредителей входят четыре крупнейших профессиональных объединения страны: Союз писателей России, Российский союз писателей, Союз писателей Москвы, Союз писателей Санкт-Петербурга, а также Российский книжный союз.

Под председательством известного писателя и общественного деятеля Сергея Шаргунова АСПИ за два года много сделала как для объединения писательского сообщества, так и для его творческой и материальной поддержки. Ассоциация оплачивает командировки писателей в литературные резиденции, где они работают над своими произведениями, встречаются с читателями, участвуют в культурной жизни регионов. Каждые три месяца в разных городах проводятся мастерские для начинающих авторов. Тем самым хотя бы отчасти восстанавливается связь поколений, складывается общая литературная среда. Налажено сотрудничество с детскими центрами, организуются переводы и издания книг авторов, пишущих на национальных языках. Только в этом году материальная адресная помощь была оказана 50 нуждающимся в лечении, оказавшимся в трудной жизненной ситуации писателям. И это не считая ежедневных мероприятий в знаменитом «Доме Ростовых» на Поварской улице, 52, где некогда располагался Союз писателей СССР.

Писатели постоянно жалуются на недостаточное внимание чиновников к проблемам литературного сообщества, не учитывая того обстоятельства, что государству (в лице принимающей решения бюрократии) сподручнее и привычнее иметь дело с единым творческим союзом. Именно такое решение было принято Сталиным и Горьким в начале 1930-х годов, когда шла подготовка к Первому съезду писателей, на котором в 1934 году был учрежден Союз писателей СССР. Тогда, как говорили делегаты съезда, государство дало писателем все права, лишив их единственного — писать плохо.

Сейчас ситуация сильно напоминает те времена. Новый союз писателей нужен. Но кого и как принимать в него? Насчет этого у выступавших на собрании руководителей ассоциации единого мнения не было. Рискну поделиться своим.

Мне кажется, создавать новый (общегосударственный) союз писателей России следует в несколько этапов. Руководящий состав в переходный период (до утверждения на съезде) можно сохранить. К работающему председателю АСПИ добавить четырех сопредседателей (или первых заместителей) — нынешних руководителей крупнейших писательских союзов. Далее следует пригласить в новый союз всех проживающих в России членов СП СССР, прошедших в свое время строгую процедуру приема. В советское время вступление в союз растягивалось на годы, творчество кандидата внимательнейшим образом рассматривалось известными писателями, не за страх, а за совесть работавшими в приемных комиссиях. Графоманы, если и пробивались, то с огромным трудом.

Членов четырех союзов — учредителей АСПИ, пожелавших вступить в новую организацию, следует пропустить через Аттестационную комиссию, куда каждый союз делегирует своих представителей. Комиссия внимательно ознакомится с творчеством кандидатов и вынесет квалифицированное решение. Ведь не секрет, что последние тридцать лет критерии приема в писательские союзы были во многом условны. Принимали меценатов, губернаторов, космонавтов, певцов и просто хороших ребят, не имеющих отношения к литературе. Сегодня в России писателей гораздо больше, чем было в СССР. Только в Астрахани их четыреста! Да и в других городах не меньше. Поэтому произведения всех, кто захочет вступить в новый союз, должна рассматривать строгая и ответственная Приемная комиссия. При этом совсем не обязательно душить другие, не входящие в АСПИ, профессиональные объединения. Союз писателей XXI века, Интернациональный союз писателей, Пен- и Пэнцентры вполне могут продолжать свою деятельность как общественные или коммерческие организации.

Состоять в новом (пока гипотетическом) государственном союзе писателей станет не только почетно, но и выгодно. Только такому союзу будет по силам поднять престиж профессии писателя, вернуть утраченное имущество, обеспечить своим членам необходимые для нормальной работы социальные и материальные условия, решить вопросы с оплатой литературного труда (гонорарами) и пенсиями, разобраться с издательской политикой, вдохнуть новую жизнь в литературные журналы. Одним словом, навести порядок в писательском хозяйстве, восстановить общее литературное пространство в стране. Писательские «низы» устали жить по-старому.

Готовы ли властные «верхи» помочь им в организации новой (или хорошо забытой старой?) жизни — вопрос.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.