Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Всего шесть строк: 190 лет назад впервые прозвучало «Боже, царя храни»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Всего шесть строк: 190 лет назад впервые прозвучало «Боже, царя храни»
Фото: public domain

Впервые прозвучал гимн Российской империи «Боже, царя храни»190 лет назад. Его принятие было, по сути, эпохальным политическим событием. Почему? Давайте попробуем разобраться.

История создания простого, с одной стороны, но глубокого по сути и величественного по форме гимна полна любопытных деталей. Очень короткий (всего шесть строк) и с довольно длительной судьбой (находился в официальном статусе с 1833 по 1917 год), он был забыт после Октябрьской революции и если где-то и звучал, то лишь в кино, да и то из уст откровенно отрицательных персонажей. Напомним один эпизод: в фильме «Новые приключения неуловимых» советский разведчик, налаживая отношения с белым офицером, в ресторане заказывает исполнение «Боже, царя храни!», что оборачивается умопомрачительным мордобоем адептов разных политических взглядов. К созданию же гимна в 1833 году подтолкнули в том числе и внешнеполитические предпосылки. Но обо всем по порядку.

Победа в войне 1812 года, прославление Александра I и взлет патриотизма отразились и на тематике стихотворного творчества: образ царя-победителя появлялся не в одной песне и не в одном поэтическом произведении. Например, чрезвычайно популярна была «Песнь русскому царю» филолога-слависта и поэта Александра Востокова, положенная на мелодию английского гимна «Боже, храни короля» (God save the king). И стихотворение «Молитва русских» Василия Жуковского, опубликованное в «Сыне Отечества» в 1815 году, начинавшееся словами «Боже, царя храни!», также воспевало Александра I. Строки прекрасно легли на знакомую мелодию гимна Англии, и с 1816 по 1833 год произведение утвердили как официальный гимн Российской империи. Когда же текст Жуковского уже был узаконен как гимн, директор Царскосельского лицея попросил лицеиста Сашу Пушкина написать что-либо к пятилетию альма-матер. Тот играючи создал стихотворение «Молитва русских», дополнив строки Жуковского парой собственных куплетов. Из-за того, что «Молитв» оказалось две, впоследствии возникла путаница: одни начали считать, что «солнце русской поэзии» и был автором гимна, другие обвиняли Жуковского в плагиате, что действительности не соответствовало.

К 1833 году ситуация в мире изменилась, и сильно. Договоренности Священного союза (так назывался политический союз европейских монархий, созданный на Венском конгрессе в 1815 году по инициативе Александра I. — «ВМ») фактически уже не действовали. И победа России в Русско-турецкой войне 1828–1829 годов, и рост влияния державы в черноморском бассейне и на Ближнем Востоке вызывали в Европе нервное раздражение. Особенно кипятилась Англия.

В итоге накала страстей правительства Англии и Франции заявили о незаконности русско-турецких договоренностей, согласно которым стороны обязывались оказывать друг другу взаимную помощь в случае военных угроз. Англия начала сближаться с Францией. Дошло до того, что член палаты общин, известный радикал, банкир Томас Аттвуд выступил с призывом объявить войну России, предложив поднять против нее в том числе Персию и Польшу, дабы страна «рассыпалась, как глиняный горшок». Под влиянием этого Николай I согласился на новое сближение с Австрией и Пруссией; монархи даже попытались восстановить Священный союз, но затея не удалась. В обстановке не просто нелюбви, а ненависти к России исполнение российского гимна на английскую мелодию показалось государю нонсенсом. Создать оригинальную мелодию к гимну государь поручил князю Львову, хотя некая видимость «закрытого конкурса» была сохранена. Сейчас бы нечто подобное назвали мини-тендером. Авторы должны были показать роль царя в государственной власти, при этом отразив единство православия, самодержавия и народа. И над созданием гимна работал не только Жуковский, но и поэт Нестор Кукольник. Композитор Михаил Глинка активно продвигал идею сделать гимном хор «Славься» из написанной им оперы «Жизнь за царя» и очень переживал, что идея не нашла поддержки. В итоге Жуковский сократил свой же собственный текст, причем в нем появилась строка «сильный, державный». В первой версии гимна ее не было, но в тексте лицеиста Пушкина была строка «сильной державой». Так что в некотором смысле «наше все» руку к гимну приложил.

Ну а в смысле мелодии победил всех Алексей Львов — скрипач, талантливый композитор и верный и достойный государев слуга. Он был выходцем из семьи аристократов с музыкальными корнями — отец Алексея Федоровича возглавлял Придворную певческую капеллу. Но, несмотря на музыкальные таланты, князь Львов пошел по военной стезе, затем служил у Александра Бенкендорфа в Министерстве внутренних дел. Участник турецкой войны (1828–1829 гг.) и боев под Варной, Львов в 1832 году стал командиром царского конвоя и был близок императорской семье. Он понимал, как важно создать гимн «величественный, сильный», а к тому же «для всякого понятный», несколько недель вынашивал замысел и написал его затем за несколько минут. Жуковский адаптировал слова гимна уже под готовую музыку.

Да, это получилось изысканное произведение. Указ императора утвердил музыку и слова в статусе официального гимна уже в следующем, 1834 году. А 30 августа (11 сентября) 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге во время открытия Александровского столпа в честь победы в войне 1812 года гимн «Боже, царя храни!» впервые прозвучал перед войсками.

Произведение, имеющее авторов, многими воспринималась как народное. Жуковский, правда, из-за этого не грустил. В письме князю Львову он писал: «Наша (...) работа переживет нас долго. Народная песня (...) останется навсегда живою, пока будет жив народ, который ее присвоил…» Львов же был восславлен на картине-аллегории Ильи Репина «Славянские композиторы». Увековечил его творение и Чайковский, используя мелодию в «Славянском марше» и увертюре «1812 год», исполненной во время освящения храма Христа Спасителя в Москве.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дометий Завольский, историк, архивист, публицист:

— В том, что с 1816 года гимн «Молитва русского народа» на стихи Жуковского исполнялся на музыку британского «God save the King», до поры не видели уничижения: мелодию приписывали немцу Генделю, она стала гимном и в союзной Пруссии. Мечтавший о крепости Священного союза Александр I указом утвердил «Молитву русских», довольный сочетанием международной мелодии с национальным текстом. Но к 1833 году это мнение устарело. Созданный Львовым и Жуковским новый гимн стал символом суверенитета в его монархическом понимании: подданные молятся за царя, главу государства и церкви, а он стоит пред Богом и миром за подданных.

НА ВЕКА

ГИМН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ «1833-1917»

Боже, царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам;
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.