Каналу имени Москвы 75 лет: корабли и купальщики
Наполнение канала Москва-Волга (ныне – имени Москвы) происходило во время весеннего паводка 1937 года. Жители Москвы на первых порах плохо представляли, что делать со свалившимся на них счастьем – рукотворными озерами. Размеры их оказались немаленькие. Ближнее, в черте города, Химкинское водохранилище имеет площадь 3,5 квадратных километра. Площади следующих, в сторону области, Клязьминского – 15,2, Пяловского – 4,9, Пестовского – 11,4, Икшинского – 4,9 км². А связанный с ними Акуловский отстойник, который обеспечивает Москву водой, имеет водное зеркало 19,0 км². Но потом приспособились.
- 75 лет назад москвичи провели первые спортивные соревнования на парусных судах, - рассказал корреспонденту "ВМ" Владимир Потресов, один из многочисленных летописцев легендарного канала. - Парусные соревнования байдарочников были первыми, которые прошли на Клязьминском водохранилище канала Москва – Волга. Они состоялись в весенне-летний сезон 1937 года во время традиционного туристского слета. Для этого были разработаны «Правила соревнований». В них указывалось, что гонки могут разыгрываться в классах утвержденной классификации, а именно: байдарки, гребно-парусные шлюпки, военно-морские шлюпки, речные и морские швертботы компромиссы (парусные яхты с металлическим, обычно чугунным балластом, укрепленным под днищем над незначительным по высоте килем), килевые яхты и шхерные крейсера.
Первые одиннадцать швертботов, прибывшие в Москву из Ленинграда по Мариинской системе и каналу Волга - Москва, появились на подмосковных водохранилищах лишь в августе того же года. Они были закуплены водной секцией отдела физкультуры ВЦСПС, клубом им. Баранова, Домом ученых и спортобществом "Азот".
Веселью на новой водной артерии предшествовали печальные страницы ее строительства. Оно продолжалось 4 года и 8 месяцев. В нем участвовали около 200 тысяч человек, в основном заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитровлаг, просуществовавший более пяти лет).
Сегодня по воде в Москву прибывают преимущественно строительные материалы (камень, песок, гравий), нефть, хлеб, соль. Значительная часть грузов идет по каналу им. Москвы. Принимают их три порта столицы — Северный (Химкинский), Западный (Фили) и Южный (на юго-востоке Москвы). Южный, в отличие от Северного и Западного, внутригородской порт. В Западном порту выгружаются преимущественно строительные материалы, в Южном — зерно.
С приходом весны и открытием навигации на канале им. Москвы возобновляются речные прогулки в зоны отдыха, любимые москвичами. Горожане могут совершить неспешную речную прогулку на теплоходах, полюбоваться достопримечательностями и живописными берегами канала и водохранилищ. "Бухта Радости" - зона отдыха расположена на северном берегу Клязьминского водохранилища, в 27 километров от Северного речного вокзала. "Хвойный бор" - зона отдыха расположена на северном берегу Пестовского водохранилища, в 36 километров от Северного речного вокзала.
Пристанище для теплоходов, Северный речной вокзал напоминает величественный корабль начала ХХ века. Облаченный в гранит и мрамор он выглядит изящным и легким благодаря галереям, аркадам, открытым террасам и верандам. Широкая гранитная лестница спускается к воде, а 85 метровый шпиль венчает звезда, украшенная уральскими самоцветами.
По задумке автора предполагалось, что с началом навигации шпиль со звездой будут поднимать, а затем, по окончанию судоходного сезона, опускать. На практике звезду опускали всего пару раз. Последний раз рабочие не досчитались нескольких самоцветов, которыми инкрустирована звезда. На первом месте в списке подозреваемых оказались... вороны, которые, очевидно соблазнившись блеском камней, расхитили народное добро на забаву своему потомству.
Корреспонденты «ВМ» побывали на тушинских гидросооружениях и заново поразились размаху постройки
Приехав сюда, на пересечение Химкинского водохранилища с Каналом имени Москвы, мы невольно испытали чувство зависти к местным жителям. Здесь совсем другой город, портовый, водный. Влитые в асфальт якоря у входа в гастроном, зеленые зоны отдыха прямо у берега. Жаль, что отдыхать умеют не все.
Среди умиротворенных рыбаков, терпеливо ждущих клева и продолжающих закидывать снасти, нам попадается милая девушка. Она сидит у самого края бетонной набережной и увлеченно читает томик Есенина.
— Очень интересно, значит, у Канала сегодня юбилей? 75 лет? Смех! А завтра юбилей у меня, мне исполняется 30, — говорит Марина Краснова, работающая в отделе кадров одного из столичных банков. — Мне очень нравится сюда приходить, тут простор, красавцы-корабли, которые проходят через шлюз. Только недавно огромный четырехпалубный теплоход прошел.
Внезапно фотокор хватает меня за руку. Впереди на ограждении стоят двое. В трусах. Нетрезвые.
— Зацени, Рома! — истошно орет тот, который повыше, и толкает друга в спину. Тот с визгом летит в воду. За ним грациозной ласточкой ныряет товарищ. Оставшийся на берегу Роман нырять не стал. Он трезвее своих товарищей. Не страдающие избытком ума купальщики с хохотом плещутся в воде прямо перед многотонными воротами шлюза, не понимая, какая опасность им грозит. Стоит заработать насосным механизмам или подойти кораблю, и трагедии не избежать. К счастью, появляется полиция. При помощи охраны шлюза купальщиков выгоняют из воды, напоследок один из них, мокрый и жалкий, грозится охраннику:
— Я тебя запомнил, еще встретимся!
Охранник смеется. Стражи порядка рассказывают, что «дураков хватает». Мы видим это своими глазами. На межшлюзовом участке между седьмыми и восьмыми воротами десятки нетрезвых отдыхающих прыгают в воду, не понимая, что они ежеминутно рискуют своей жизнью.
— Мы не против, когда люди купаются в канале, но только в строго отведенных для этого местах, — рассказывает «Вечерке» начальник Управления водных путей и флота Канала имени Москвы Сергей Ледницкий. — Качество воды позволяет, комиссии СЭС регулярно проверяют нашу воду и остаются довольны. Вода очень чистая, такой она и должна быть, ведь наш канал покрывает 60–70 процентов потребности столицы в питьевой воде. Это главная функция. Вторая — судоходство. Благодаря системе многоуровневых шлюзов через город открыт сквозной водный путь.
— История создания канала никак не сказывается на его работе?
— Можете мне поверить: никакой мистики нет, привидения не бродят. Тем более что, по-моему, трагизм и рассказы о миллионах погибших при строительстве все же сильно преувеличены. На мой взгляд, гастарбайтеры, которые трудятся сейчас на многочисленных стройках в России, находятся в ненамного лучшем положении, чем строители 30-х годов прошлого века.
СПРАВКА «ВМ»
Наполнение Канала Москва–Волга происходило во время весеннего паводка 1937 года. Сегодня по Каналу в столицу прибывают преимущественно строительные материалы (камень, песок, гравий), нефть, хлеб, соль. У водной артерии есть и печальные страницы. В строительстве, длившемся четыре года и восемь месяцев, участвовали без малого 200 тысяч заключенных.