Алексей Немерюк: Цены на продукты повысятся не более чем на десять процентов
В воскресенье, работники торговли отмечают свой профессиональный праздник. Накануне корреспондент «Вечерки» поздравил с наступающим праздником руководителя департамента торговли и услуг города Алексея Немерюка, а заодно смог узнать, в каких магазинах покупает себе продукты семья Немерюка, какие новшества ждут москвичей в сфере торговли, а также как сильно вырастут цены на еду к концу года
- Обычно к празднику принято подводить итоги. Есть ли такие достижения в торговой отрасли столицы, которыми вы, как руководитель, особенно гордитесь?
- Конечно, есть! Другое дело, что я в должности только три месяца, как вы знаете, так что в основном достижения были заложены моими предшественниками, но и мне уже есть, чем гордиться. Во-первых, с присоединением территорий у Москвы появились свои предприятия сельского хозяйства, всего их 29, они производят мясо, молоко, выращивают зерно и овощи. Этим предприятиям предусмотрена финансовая поддержка в 58,9 млн. рублей, что позволит произвести сельхозпродукции на 6,44 млрд. рублей.
Во-вторых, в городе увеличилось количество ярмарок. Если в начале 2012 года были отобраны 124 площадки, то в июле работали уже 140 ярмарок выходного дня на 7000 торговых мест, а к августу их количество должно возрасти до 160.
В-третьих, установлено 1948 новых модульных объектов мелкорозничной торговли.
Идет работа с порталом "Наш город" - все объекты нестационарной торговли нанесены на виртуальную карту, любой москвич может оставить пожелания или замечания по их работе.
- Я понимаю, что вы – человек очень занятой, и вряд ли сами успеваете ходить за продуктами… Но не могу не поинтересоваться – где отоваривается ваша семья?
- Моя супруга, которая в основном и занимается закупками, чаще всего пользуется возможностью заказывать продукты в одном из сетевых ритейлеров, могу даже сказать, что основной товарооборот нашей семьи идет именно через эти магазины. Ну, а когда надо что-то докупить по мелочи, это может быть абсолютно любая продуктовая точка по соседству, никаких приоритетов нет.
- Раз уж мы заговорили о покупках, как отличить хорошего продавца от плохого? Есть какие-нибудь признаки, которые могут помочь решить, стоит ли, допустим, купить овощи именно в этой палатке, а не в какой-нибудь другой?
- На самом деле, конечно, навскидку вы этого никогда не определите. Другое дело, когда палатка или магазин рядом с домом и вы там постоянно делаете покупки, тогда со временем вы, конечно, поймете, кто есть кто за прилавком. Это как в одном и том же ресторане вас могут один раз обслужить по первому классу, а в следующий раз будут другие официанты, повара, и вы пожалеете, что вообще туда пришли. Так что, возвращаясь к вопросу, тяжело дать какой-нибудь конкретный совет, думаю, надо обращать внимание на вежливость, доброжелательность, приветливость, информированность продавца, если хотите - услужливость. Во всяком случае, именно эти качества демонстрировали участники недавно прошедшего конкурса на звание лучшего продавца. Кстати, в ходе конкурса я убедился – есть у нас очень грамотные молодые ребята, которые и стараются, и показывают свои профессиональные навыки.
- Вот вы говорите «профессиональные навыки». Помню, в 90-х – 2000-х годах считалось, что продавцом может работать любой человек…
- К сожалению, это очень распространенное заблуждение, причем до сих пор. Это заблуждение надо искоренять всеми способами. Потому что не может человек, который был, допустим, инженером, продавать на профессиональном уровне. Я понимаю, что в 90-х мы получили закалку в Лужниках и Черкизоне, когда торговля являлась порой единственным способом выживания для людей с высшим образованием, но от этого надо уходить. Как от непрофессионалов за прилавками, так и шире – от дикой и нецивилизованной торговли вообще. Особенно в Москве нам надо переходить на четкие, внятные и жесткие форматы в торговле. В общепите, кстати, это уже реализовано: существуют школы официантов, поваров, управляющего персонала. А в Европе, например, в Швейцарии, существуют учебные заведения, где выпускают специалистов по всем направлениям сферы обслуживания – гостиничного бизнеса, торговле и так далее.
- Тем не менее, согласитесь – в приличном московском ресторане шеф-повар, как правило, француз или итальянец…
- Вот вы тут неправы. В основном, сейчас работают наши. У нас есть очень много талантливых, грамотных и с фантазией ребят. В известном ресторане «Турандот», к примеру, пробуя блюда, многие уверены, что готовил шеф-повар иностранец. Нет, наш парень, просто он прошел практику в Европе.
- А будучи уже руководителем департамента, вам приходилось покупать в магазинах бракованные товары?
- Как любой человек, который совершает покупки, конечно, покупал. Бывало, приходилось возвращать товары. Но правду сказать, сейчас в торговле ситуация лучше чем раньше.
- Ну, привычное совковое хамство мы изжили, это точно.
- Не везде, кстати. Есть у нас ряд таких, знаете, раритетных магазинчиков, где работает еще до сих пор качественный советский персонал, такой хамоватый, настоящий… Это, конечно, большая редкость, но когда хочется вернуться в совок, туда можно сходить за покупками и получить эстетическое удовлетворение.
- А можете назвать адреса? Мне кажется, найдется немало желающих вспомнить былое и поностальгировать.
- Вот не думаю, что такие магазины надо рекламировать. Мы же боремся и с хамством тоже, не забыли? Ладно, давайте так. Один из таких магазинов находится на Сретенке, полагаю, если уж кому-то сильно понадобится его найти – найдут.
- Есть у меня личный вопрос, так сказать, в порядке использования служебного положения, хотя, думаю, ответ заинтересует многих москвичей. Я живу в Кунцеве и хожу в магазин «Пятерочка», и знаете, очень часто, покупаю молоко, а дома обнаруживаю, что оно кислое. Что делать?
- Да все очень просто. Главное – чек не выбрасывайте. Берете чек, берете бутылку с кислым молоком и возвращаетесь в магазин, а там требуете возврата денег. А параллельно, если случай не единичный, можно написать в книгу жалоб и предложений. А еще, поскольку в магазине обязаны составить акт о возврате товара, вы можете написать в Роспотребнадзор, приложить акт и сообщить, что такое происходит постоянно. Точно так же надо действовать и в любом другом случае приобретения некачественного продукта.
Добавлю только, что кислое молоко – вряд ли вина магазина. Я был недавно на Лианозовском молочном комбинате. Выяснилось, что летом традиционно разбор молока небольшой, а комбинат-то работает. В результате не выдерживаются сроки хранения молока, и оно поступает в торговые точки порой уже подкисшим.
- С молоком разобрались. Вот еще один вопрос, который наверняка интересует всех без исключения. Ваш прогноз относительно повышения цен на продукты питания. Чего нам всем ждать к концу года?
- Думаю, что все будет в рамках инфляционных процессов, ничего экстраординарного нас не ожидает. Тем более, что прогнозы на урожай в целом неплохие. Так что мне кажется, что цены не увеличатся больше чем на 10 процентов. Если, конечно, не произойдет какого-нибудь форс-мажора.
- Вы имеете в виду очередную волну мирового кризиса?
- Нет, кризис навряд ли. Я имею в виду, какие-нибудь наводнения, вроде того, которое произошло в Крымске. Если подобное бедствие стрясется в регионах, которые являются нашими поставщиками сельхозпродукции, тогда проблемы могут быть, конечно.
- Если считать профессиональный праздник работника торговли некой годовой точкой отсчета, какие планы у департамента на следующий год? Каких новшеств стоит ждать москвичам?
- Планов у нас громадье. Для начала – мы планируем начать проект по организации оптово-продовольственного рынка по типу французского «Ранжис», который призван обеспечить Москву самым свежим и качественным продовольствием. Сейчас мы укоренными темпами идем к разработке концепции.
- Это будет как гипермаркет или как большая оптовая база для магазинов?
- Это будет гигантская база, площадью 300-400 гектаров, где будут размещаться на основе государственно-частного партнерства предприятия и производители, а средние и крупные оптовики будут приезжать ночами и свежесобранную и изготовленную продукцию доставлять непосредственно в магазины города.
Еще мы планируем всерьез заниматься развитием вендинговой торговли, то есть торговли с использованием автоматов. Причем не только привычные уже в офисах кофейные аппараты. У нас появились так называемые «партизаны». Это предприимчивые ребята, которые размещают аппараты на базе автомашин типа Renault Kangoo, затем останавливаются в местах массового скопления людей и торгуют. Интересно, что электричество для работы аппаратов вырабатывают солнечные батареи, которые размещаются на крыше автомобиля.
- А почему «партизаны»?
- Так торгуют-то без разрешения. Но мы пока не препятствуем, это очень интересный мобильный формат торговли. Ну, а когда разработаем концепцию, тогда будем места в городе, где нам хотелось бы разместить такие автоматы, выставлять на конкурс, а победители будут там торговать.
- А кстати, говоря об общественном питании, появятся ли какие-нибудь новые форматы?
- Сейчас пытаемся адаптировать на столичной земле новую европейскую концепцию – монорестораны. Это когда предприятие питания берет за основу один какой-нибудь продукт и на его основе разрабатывает все меню. Ну, а если брать шире, то в Москве в принципе не хватает точек общепита. Мы заказали исследование, хотим посмотреть точно, где чего не хватает, а где, наоборот, излишек. Вот, к примеру, в спальных районах города, как правило, такие услуги слабо востребованы, там привыкли готовить и питаться дома. А уж если надо отпраздновать событие, то проще добраться до центра. Но есть районы, где и надо бы побольше точек общепита, а их нет. Надо исправлять.