Главное
Истории
Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Радостное поминовение: фольклорист Олюнин рассказал, как связаны Радоница и майские праздники

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Радостное поминовение: фольклорист Олюнин рассказал, как связаны Радоница и майские праздники
Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

Первое воскресенье после Пасхи всегда было почти так же важно, как и само Воскресение Христово. Красной горкой или Радоницей начиналась Фомина неделя, полная разнообразных народных обычаев, многие из которых исчезли совсем недавно, а некоторые до сих пор живы в русской деревне. Почему название праздника стало «кочевать» от одной даты к другой, как Красная горка связана с майскими праздниками и какую роль сыграл в этом СССР — «Вечерней Москве» рассказал фольклорист, научный сотрудник Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Щелковский хутор» Максим Олюнин.

Запутанная дата и радостное поминовение

— Сейчас проще всего считать, что Радоница привязана плюс-минус к Фоминой неделе — где-то к самой Антипасхе, где-то к понедельнику или вторнику после нее, — объяснил фольклорист.

Однако с названием «Красная горка» все чуть более запутанно. Где-то так называют Радоницу, где-то так зовут всю Радоницкую неделю, а в некоторых регионах под таким именем был известен весенний Юрьев день — Егорий Вешний, который отмечается 23 апреля.

Лингвист Макс Фасмер в своих трудах связывал название «Радоница» со словом «радоваться». Согласно его версии, это был праздник радостного поминовения умерших. Люди, отметив Пасху, ходили к могилам, чтобы разделить с покойными радость воскресения Христа.

Первые попытки подогнать народные языческие верования и праздники к христианскому календарю церковь стала принимать сразу после крещения Руси. Сейчас, утверждает Олюнин, церковь старается унифицировать все разношерстные обычаи недель после Пасхи. Но до сих пор в разных регионах страны Красной горкой и Радоницей деревенские старожилы могут называть разные дни.

Поминальный День Победы

Поминание умерших всегда играло особую роль для наших предков, особенно весной, когда воскресала природа. Так было в древние языческие времена, а с приходом христианства на этот важный промежуток наложились пасхальные традиции, также тесно связанные с поминальными обрядами. Несмотря на то что Красная горка, например, еще до революции была традиционным временем крестьянских свадеб, поминание покойных все еще оставалось одной из основных тем этого разнообразного периода.

Но с приходом советской власти, угасанием классического крестьянства и борьбой с религией и «предрассудками» все сильно изменилось. Обычаи никуда не делись, зато сумели приспособиться к новому миру, что вышло достаточно необычно.

— Советская мифология подарила русскому человеку майские праздники, будто специально предназначенные для поминок. Образ предка аккуратно слился с образом предка-героя, и поминки на Радоницу во второй половине XX века легко трансформировались в поминки на 9 Мая. Это тем более хорошо работало, что в каждой семье было кого поминать именно в связи с войной, — рассказал Олюнин.

Фольклорист уточнил: такое необычное восприятие недель после Пасхи, которые плавно перетекают в майские праздники, характерно исключительно для деревни. И такое живет до сих пор. Фольклорные экспедиции отмечают необычную смесь Дня Победы и Радоницы в Вологодской и Нижегородской областях, и даже в Карелии.

Для поминания умерших на майские праздники люди в деревнях используют привычные для таких обрядов атрибуты: блины, кутью и крашеные яйца. Последние необходимо выкрасить в определенный от дня цвет. Дошел до наших дней обычай христосоваться с покойным — крашеное яичко разбивают о надгробие. Чтобы «согреть покойника», на могилу ставят свечку. Раньше на могилах жгли солому, сейчас это ушло в далекое прошлое, но на Алтае фольклористы даже сейчас собирают рассказы людей, которые когда-то принимали участие в таких поминальных обрядах.

А вот в городах майские праздники ассоциируются совсем с иными вещами, а поминание умерших религиозные оставляют люди на Фомину неделю, добавил Олюнин.

Весенние игры

В старину практически все детские игры были связаны с разными датами, периодами и праздниками. Фольклористы до сих пор разбирают структуры, мотивы и даже персонажей многочисленных традиционных игр.

— Игры детские уже не привязаны к календарю так сильно, как раньше. Но все равно сохраняются игры с яйцами — и бьются ими, и катают их, — рассказал фольклорист.

Все еще можно встретить в современных российских деревнях игры и практики с веточками вербы, которыми люди слегка хлещут друг друга. Можно услышать от деревенских жителей рассказы о еще совсем недавно популярных поцелуйных играх среди молодежи. Но это уже отошло исключительно в разряд воспоминаний, заключил фольклорист.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.