Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Отец работал волшебником»: актеру Георгию Буркову исполнилось бы 90 лет

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Отец работал волшебником»: актеру Георгию Буркову исполнилось бы 90 лет
Фото: Из личного архива Марии Бурковой

90-летие со дня рождения Георгия Буркова отметят 31 мая поклонники его творчества. За 57 лет жизни талантливый актер сыграл более 70 киноролей и создал немало образов на сцене.

К юбилею артиста усилиями дочери Георгия Ивановича Марии и помогавших ей неравнодушных людей вышло изумительное издание — дополненная различными материалами книга «Хроника Сердца». Так были названы дневники Буркова, опубликованные через несколько лет после его смерти. То, первое издание давно уже стало редкостью: это был интереснейший текст, к тому же прекрасно написанный. Для многих стало открытием, что Георгий Иванович — прекрасный литератор и стилист.

И правда, читая книгу, ты будто слышишь его голос, тем более что написана она в удивительной манере — автор рассказывает тебе о том, что видит и чувствует, а ты — слушаешь… Так что новость о переиздании книги многих обрадует.

...Георгия Буркова не стало в 1990 году. И хотя с того времени немало утекло воды, поклонники по-прежнему помнят и любят удивительного артиста. Он покорял своей искренностью и на сцене, и в различных кинофильмах. Кстати, ему, человеку очень глубокому и содержательному, нередко доставались роли людей простых, пьющих, «из народа».

Как же удивительно было после этого видеть Буркова в театре в пьесах В. Розова или Н. Погодина или в неувядаемой классике Островского и Шекспира… Но массовому зрителю Георгия Буркова «подарило» именно кино. Все его роли, от Пети в «Зигзаге удачи» или Федяева в «Старикахразбойниках» до Губошлепа в «Калине красной» и Гордея в «Добряках», были своего рода явлением: до Буркова в нашем кино таких типажей фактически не было, а если и были, то играли их иначе.

Талант Буркова высоко ценил и Эльдар Рязанов. В 1990 году он предложил ему новую роль — в «Небесах обетованных». Но тут произошла неожиданная и нелепая история, завершившаяся трагедией: в результате случайного падения в квартире Георгий Иванович сломал ногу и после операции скончался от тромбоэмболии...

О том, каким был Георгий Иванович, нам рассказала его дочь, Мария Буркова. Сегодня она возглавляет культурный центр имени своего отца и занимается его наследием.

— Мария, отец был для вас невероятно близким и дорогим человеком. Как вы и мама пережили эту потерю?

— А мы и не пережили ее, наверное. Да, он был для меня всем, не просто папой, а еще и бесконечно добрым моим другом. Мне сейчас столько же лет, сколько было ему, когда он ушел. А тогда мне было 24 года, то есть я была уже вполне взрослой, и мы как раз нача ли общаться несколько по-другому, уже как два взрослых человека. И вдруг все оборвалось. И мне больно от того, что мы так много всего не проговорили и не обсудили. Ругаю себя и сожалею, что не так часто говорила ему, как его люблю… Знаете, я просто никогда не думала о том, что могу вдруг остаться без него, поэтому даже фотографий, где бы я, взрослая, была рядом с ним, у меня почти нет, только снимки из детства.

А еще, поскольку папы не стало летом, когда многие были на гастролях, далеко не все узнали о том, что случилось, сразу, хотя «Советская культура» на-печатала некролог и была панихида на «Мосфильме».

И после похорон папы нам еще долго звонили, просили к телефону Георгия Ивановича… Это было мучительно. Тяжело было и потому, что как раз в 1990-х появились гиды, которые водили экскурсии по кладбищам, и у каждого из них были какие-то свои версии истории жизни и смерти Георгия Буркова. Много глупостей говорили даже про обстоятельства его смерти: якобы он встал на столик на колесиках, поехал, упал… А он всего лишь потянулся за книгойи зацепился за телефонный шнур.

«Отец работал волшебником»: актеру Георгию Буркову исполнилось бы 90 лет Фото: Из личного архива Марии Бурковой

— Георгий Иванович был однолюбом? Как они познакомились с вашей мамой?

— Да, однолюбом. Совершенно невозможно представить его рядом с кем-то, кроме мамы (Татьяна Ухарова, артистка театра и кино. — «ВМ»). Но при этом он вовсе не был каким-то ботаником, и в него влюблялись, и сам он мог с кем-то позаигрывать, но и только. С мамой их объединяла какая-то… любовь, дружба, страсть, все вместе! А про знакомство у каждого из них свой был рассказ. Онивместе работали в Театре имени Станиславского. Мама рассказывала: «Я стояла у доски расписаний спектаклей, и подошел Бурков познакомиться». А папа говорил: «Стою я у доски расписаний, и тут подходит ко мне Ухарова…» Они, шутя, спорили, кто из них первым к кому подошел, и смеялись… И сейчас мы с мамой живем так, будто папа попрежнему с нами рядом.

— Есть фотография, где вы стоите втроем, мама — маленькая, изящная, в модной кепке, папа — высоченный, стройный, и вы — девчушка. Родители так друг на друга смотрят…

— Они очень друг другу подходили… Папа вряд ли с кем-то еще смог бы прожить рядом всю жизнь. Они любили друг друга безумно. Когда-то в детстве я на вопрос одной гостьи, кого люблю больше, ответила, что папу, за что мне перед мамой до сих пор стыдно. Я так сказала только потому, что мама меня заставляла есть кашу и делать уроки, то есть воспитывала, а с папой было очень легко — можно и на горке покататься, и мороженого поесть. А однажды он сказал мне, маленькой, что работает волшебником, и я свято в это поверила. Папа был удивительно добрым… Знаете, как-то я спросила у него: как ты, такой скромный и добрый, пошел в актеры? Он улыбнулся и ответил тоже вопросом: «Машенька, а кто тебе сказал, что в актеры идут наглецы и хамы?» А еще могу сказать про родителей, что они совершенно не умели отдыхать — оба. Папу помню «отдыхающим» только в больнице — после реанимации…

— Георгий Иванович был очень близок с Шукшиным?

— Да, но я мало что могу сказать об этом — маленькой была. Помню только, что, когда Василия Макаровича не стало, мама говорила мне: «Машенька, ты сейчас папочку не трогай…» Папа с Шукшиным мечтали, что у них будет свой культурный центр, понимали друг друга с полуслова. Кстати, это папа уговорил его написать для театра сказку «До третьих петухов» и был очень рад, когда она появилась, и уже после ухода Василия Макаровича пытался ее поставить. Увы, затея эта не состоялась, но, я думаю, народ просто не был еще готов к такому материалу… Но впечатление пьеса производила мощное. И я, еще совсем «сопля», даже села писать ее продолжение!

«Отец работал волшебником»: актеру Георгию Буркову исполнилось бы 90 лет Фото: Из личного архива Марии Бурковой

— Отец поддерживал ваши пробы пера?

— Всегда! А вот как дела в школе, никогда не спрашивал. Мне кажется, ему было достаточно того, что он видел меня с книгами.

— А когда Георгий Иванович начал писать?

— Точно не знаю, но у нас хранятся его записи с 1953 года по 1990-й. Кстати, судя по каким-то наработкам и тому, как он работал с книгами из домашней библиотеки, он готовился к какому-то большому литературному труду.

— Многие жалуются на то, что про их родных — известных людей — пишут много нелепицы в интернете. Вашу семью участь сия миновала?

— Нет, конечно. Например, пишут, что Буркова не брали в театральный вуз из-за дефекта дикции. Откуда это пошло, не знаю, но растиражировали это везде. А я много раз ездила с папой на озвучку, и он все там записывал с первого дубля, так что читать это мне просто смешно.

Губы у него были пухлыми, но при чем тут дикция? Но что действительно горько, так это то, что папины записи безбожно перелопатили.

— Вы о его дневниках?!

— Да, о дневниковых записях; мама собрала их в книгу в 1997 году, причем расположила все папины записи в строгой последовательности, поскольку прекрасно знала, когда, почему и в каком состоянии он писал то или иное. А книгу потом растащили на цитаты, которые не просто были вырваны из контекста — некоторые из них еще и бессовестно дописали. В итоге дело дошло до того, что папу начали причислять чуть ли не к антисоветчикам. Понять бы еще, что люди понимают под этим словом…

— Но кому это нужно, зачем?

— Ну, есть же у нас те, кто мечтает вернуть СССР. Для них любое слово критики в адрес той эпохи — оскорбление. В интернете же такие якобы папины «цитаты» бродят, что… Сначала я переживала очень тяжело, сейчас как-то успокоилась. Может, прав мой сын Георгий, который не читает никаких комментариев вообще.

— Что тут скажешь... Вовремя переиздание подоспело...

— Очень! Да, юбилей на пороге... Представляете, я даже не могу произнести, что папе 90 «исполнилось бы», потому что он тут, всегда рядом со мной. Помню, как-то он сидел и писал, папа всегда делал это, положив книжку на колено, и вдруг остановился и говорит нам с мамой: «Не будет меня, девчонки, заклюют вас». Камней в нас за эти годы и правда прилетело достаточно, но что об этом говорить... А вот время сейчас — не папино. Он был очень, очень добрым. У него даже в войну, в голодное время, жили собака и кот: его родители считали, что ребенок должен расти рядом с животными, чтобы учиться любви и состраданию. Так и вырастал настоящий человек. А сейчас сколько зла в мире… Папе было бы неуютно в этом времени.

«Отец работал волшебником»: актеру Георгию Буркову исполнилось бы 90 лет Фото: Из личного архива Марии Бурковой

СПРАВКА

Георгий Бурков родился в Перми. Поскольку сначала с театральным вузом у него не сложилось, учился на юриста, но совладать со своей любовью к сцене не смог, и в 1955–1958 годах учился в вечерней студии при Пермском драматическом театре, затем работал в театрах Кемерова и Березняков. В Драматический театр имени К. С. Станиславского Бурков пришел по приглашению главного режиссера Бориса ЛьвоваАнохина. Затем работал в «Современнике», МХАТе имени Горького, Театре имени Пушкина, после которого снова вернулся во МХАТ.

ЛУЧШИЕ КИНОРОЛИ

  • Печки-лавочки, 1972
  • Старики-разбойники, 1972
  • Калина красная, 1974
  • Они сражались за Родину, 1975
  • Ирония судьбы, или С легким паром, 1975
  • Подранки, 1976
  • О бедном гусаре замолвите слово, 1981
  • Гараж, 1980
  • Из жизни отдыхающих, 1981
  • Профессия — следователь, 1982
  • Жестокий романс, 1984
  • Зимний вечер в Гаграх, 1985
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.