Острая проблема: какие новые правила для электросамокатов хотят ввести в России
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ Минтрансе сообщили о планах внести новые изменения в правила дорожного движения. Меры коснутся электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). «Вечерняя Москва» разбиралась, какие правила для СИМ уже действуют в данный момент и что предлагается изменить.
Какие правила уже действуют
С 1 марта 2023 года электросамокаты получили новый статус. В ПДД были прописаны правила, которые водители самокатов обязаны соблюдать. В частности, появились следующие нормы:
- Максимальная скорость самокатов не должна быть выше 25 километров в час.
- Введены новые дорожные знаки, ограничивающие или регламентирующие передвижение самокатов в определенных зонах.
- В «медленных» зонах (например, парках), в которых установлены специальные знаки, можно двигаться со скоростью максимум 5–10 километров в час.
- Регламентировано движение рядом с пешеходами. Ехать неподалеку от них можно только в случае, если рядом нет велодорожки или если водитель самоката едет вместе с ребенком до 14 лет на другом СИМ.
- При весе СИМ больше 35 килограммов можно двигаться только по дорогам.
За нарушения прописаны штрафы. В частности, при наезде на пешехода или причинении легкого вреда здоровью штрафы составляют от 1000 до 1500 рублей. Такая же вилка предусмотрена за нарушения, допущенные в состоянии алкогольного опьянения. В некоторых случаях можно отделаться меньшим штрафом: например, за переезд по пешеходному переходу могут оштрафовать на 800 рублей, а за создание помех другим участникам дорожного движения — на 1000 рублей.
Что планируют ввести
В четверг, 20 июля, на круглом столе в Общественной палате обсуждалась ситуация с СИМ. В ходе выступления заместитель директора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко обратил внимание, что ведомство планирует ввести новые правила для водителей электросамокатов.
- В частности, предполагается, что обгон пешеходов будет ограничен: данный маневр СИМ разрешат совершать на скорости не выше 10 километров в час. Конкретный механизм контроля скорости в правительстве еще будут обсуждать.
- Также предлагается прописать в КоАП более серьезные штрафы за превышение скорости на электросамокате — их размер тоже пока обсуждается.
- Также есть планы по созданию специального электронного реестра СИМ, в котором будут фиксироваться все средства индивидуальной мобильности.
- Намерения ввести госномера для самокатов в правительстве пока нет. А вот четче разграничить понятия «СИМ» и «мопед» чиновники хотят: применяемые сейчас формулировки приводят к спорам между пользователями и ГИБДД.
Есть нюансы
Адвокат Сергей Радько в беседе с «Вечерней Москвой» обратил внимание, что правовой статус некоторых самокатов действительно нуждается в уточнении.
— К мопедам относятся самокаты, у которых мощность мотора превышает 250 ватт. Но надо понять, как их сертифицировать. Есть самокаты, которые имеют мощность 350 ватт и относятся формально к мопедам. Однако есть самокаты, которые точно так же выглядят, но не имеют обязательной маркировки. Поэтому определить мощность самоката на практике сложно: доказывают мощность устройств не всегда экспертизой, а какими-нибудь справками из магазинов, — считает специалист.
Ввести номера для самокатов было бы проблематично, уверен Радько. Чтобы они читались, номера должны быть похожи на мотоциклетные, а их сложно будет закрепить на самокате. Кроме того, они будут выступать за его габариты.
Адвокат также предположил, что и камерами ловить нарушителей не получится: самокатчики ездят везде, и камер на всех не хватит.
Вопрос увеличения штрафов за превышение скорости — не самая острая проблема на данный момент, уверен специалист.
— Во-первых, нужно понять, как будет измеряться превышение скорости. Сейчас предусмотрен нештрафуемый порог в 20 километров в час. То есть можно оштрафовать самокатчика, если у него ограничение в 25 километров в час, только начиная со скорости в 46 километров в час. Но самокатов, которые могут развить такую скорость, немного. Можно отменить нештрафуемый порог для самокатов. Но тогда возникает вопрос: почему для автомобилей (которые более опасны) такая норма сохраняется? — объяснил эксперт.
Введение водительских прав для электросамокатчиков — сложная задача, без которой можно обойтись, отметил собеседник «ВМ». Подобные меры лишь приведут к тому, что люди будут тратить время на хождение по разным структурам, однако на практике не факт, что там им дадут необходимые знания. Кроме того, создать отдельную категорию для самокатов небольшой мощности проблематично, так как категории транспортных средств регулируются международным документом, подчеркнул Радько.
Правительству нужно проработать вопрос контроля за любыми нововведениями, резюмировал адвокат.
— Возникает вопрос: кто это все будет контролировать? Если ГИБДД будут еще и бегать за самокатчиками по дворам, паркам и скверам, дороги останутся без внимания. Камеры на каждом шагу не поставишь. Реально эффективной может быть только одна мера: полный запрет самокатов, чтобы человек на самокате автоматически считался преступником. Во всех остальных случаях нужен контроль, иначе закон работать не будет, — заключил эксперт.