Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Квадробика

Квадробика

Как готовились к школе в СССР?

Как готовились к школе в СССР?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Где загорали летом в советской Москве?

Где загорали летом в советской Москве?

ДР панды Катюши

ДР панды Катюши

Как менялась школьная форма в России?

Как менялась школьная форма в России?

Борщевик

Борщевик

Самые необычные пляжи мира

Самые необычные пляжи мира

Популярные летние напитки в СССР

Популярные летние напитки в СССР

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Какую еду брали в дорогу в СССР?

О театре и 24-х часовом спектакле: интервью с актером и режиссером Игорем Яцко

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
О театре и 24-х часовом спектакле: интервью с актером и режиссером Игорем Яцко
Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Премьера спектакля «Васса Железнова» по одноименной пьесе Максима Горького состоялась в театре «Школа драматического искусства» (ШДИ). «Вечерняя Москва» пообщалась с художественным руководителем режиссерскоактерской лаборатории театра, заслуженным артистом России Игорем Яцко.

— Игорь Владимирович, расскажите о премьере.

— Спектакль посвящен юбилею в еликого писателя и драматурга Максима Горького — в этом году исполняется 155 лет со дня его рождения. Я взял эту пьесу во второй редакции — от 1935 года, потому что это последняя работа Горького, ее можно считать его завещанием миру, человечеству. Васса Железнова — сильный образ, героиня с внутренним стержнем. На мой взгляд, писатель отождествляет себя с ней.

— Ваш театр часто обращается к классике. В репертуаре есть и спектакль по поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского. Сложно поэтическое произведение адаптировать для сцены?

— Наш театр взял курс на молодую режиссуру. Этот спектакль ставил Глеб Черепанов. Он был еще зрителем театра Анатолия Васильева (Васильев руководил ШДИ до 2006 года. — «Вечерняя Москва»), он чтит наши традиции и предложил эту идею, ее все высоко оценили. Раньше у нас ставили только режиссеры, которые работают в театре постоянно, потом этот круг стал расширяться — ШДИ гостеприимно распахнула двери для авторов, которые ищут самовыражения.

— Ваш театр — единственный, при котором есть храм. Как он появился? Могут ли на службы попасть зрители?

— Эта уникальная идея принадлежит Васильеву, создателю театра. Храм Сретения Господня построен на крыше здания в первые годы работы ШДИ, в начале нулевых — на пожертвования и личные средства Васильева. Пришлось оформить много документов, чтобы легализовать это строение и храм официально мог существовать. И Православная церковь эту идею приняла. В 2021 году храм освятили, службы стали проходить регулярно, их планируют с учетом расписания театра. Это домовая церковь для актеров, их друзей, сотрудников театра, приписанная к храму Сергия Радонежского в Крапивниках. Храмовый праздник, Сретение Господне, отмечаем 15 февраля — мы же находимся на улице Сретенке. А гости могут прийти, если это знакомые прихожан, то есть актеров. Приход растет. Но это дело добровольное — дело души, веры. Для меня это очень показательно. Все-таки наш репертуар — мистериальный, основан на поисках духа.

— Вы преподаете в разных учебных заведениях.Есть разница в подходе?

— Да, я преподаю в ГИТИСе, на режиссерском факультете, в Московском городском педагогическом университете, на актерском направлении, а с 2015 года — в киноакадемии Никиты Михалкова. Программы и цели, конечно, различаются: студенты разного возраста, а в каждом своя специфика. Но подход у меня один, он связан со Школой драматического искусства и универсальным методом ее создателя, включающим в себя и систему Станиславского, и искания Михаила Чехова, других режиссеров, и открытия самого Анатолия Васильева. Стремлюсь расширить горизонты возможностей ребят и в то же время раскрыться самому в преподавании. Наша страна — великая театральная держава, давшая миру огромное количество выдающихся режиссеров и актеров. В России мощные традиции и мощные эксперименты. И я хочу, чтобы так было всегда и в театре не прекращались поиски нового языка, новых драматических средств.

— Я присутствовал на вступительных экзаменах в киноакадемию Никиты Михалкова, и меня поразила Нино Кантария (снималась в сериалах «Кухня», «Оттепель» и других. — «Вечерняя Москва»). Это ведь уже состоявшаяся актриса, чему можно научить ее?

— В нашей профессии нельзя научить, но можно научиться. Это сотворчество: ученики учатся у педагогов, педагоги — у учеников. А в киноакадемию Михалкова приходят люди, которые стремятся продолжать свое развитие. Учиться надо всегда. Если ты остановился, значит, тебя поглотила рутина или гордыня. Как Фауст у Гете — остановился, решил, что ему больше некуда стремиться, и чуть не погиб. Всегда нужно идти вперед. Путь актера, как и режиссера, тернист, рельефен, полон взлетов и падений. Это всегда испытания, кризисы, необходимость встречи с самим собой, необходимость начинать все заново. К сожалению, все наши победы, впрочем, как и поражения, остаются в прошлом. Каждый раз мы имеем дело с настоящим, которое предлагает нам в моменте безжалостные испытания. И этот момент хочет видеть зритель, он в зале ради этого. И в этом плане искусство вечно, а настоящее — неповторимо.

— Вы ставили спектакль по роману Джойса «Улисс». Действие в нем происходит в течение суток, постановка попала в Книгу рекордов России. Но показали ее вы всего два раза. Почему?

— Это была своего рода театральная акция. Идея появилась у меня во время чтения книги. «Улисс» — величайший роман, мне только со второго раза удалось его осилить. Когда читал его в 1998–1999 году, обратил внимание на то, что там есть четкое следование месту и времени, — каждая глава начинается в разные часы одного и того же дня, 16 июня 1904 года. Я захотел устроить представление ровно через 100 лет: 16 июня с переходом в 17 июня 2004 года. Ждал почти 5 лет.

В первом представлении участвовали почти 120 человек, все лаборатории театра — драматические, вокальные, пластические. Художником акции был Владимир Ковальчук. У каждой главы был свой особый вкус, свой аромат. Там были и концерты, и хоровое пение, и даже свадьба в ирландском духе. Для нее мы закупили несколько ящиков пива, бесплатно наливали его в буфете. Получилось путешествие не только во времени, но и по всему пространству театра: каждому эпизоду соответствовали свое место действия и свой час. Все эпизоды сходились в единый ручей, потом расходились по залам и соединялись вновь. Это невозможно было отрепетировать заранее целиком, только частями. Мероприятие попало в Книгу рекордов России как самое длинное театральное представление. На самом деле мы гнались не за длительностью, а за компактностью. Такой большой роман прочитать зрителям всего за 24 часа очень трудно. А через 10 лет мы повторили спектакль с теми же актерами, засняли его. Материал хранится в архиве театра, из этого можно сделать фильм. Но, к сожалению или к счастью, сейчас время такое активное, что архивом заниматься некогда — надо идти вперед. Возможно, мы еще повторим это представление.

Коротко о главном

— Любимые станции метро?

— «Арбатская» была моими «воротами» в Москву. В подземном переходе у Арбата парень пел песню Цоя «Перемен», а я настраивался на экзамен в ГИТИС. Я тогда получил заряд бодрости, веры в свои силы. Еще люблю «Тургеневскую». Там писал письма близким людям. Рядом с метро был Главпочтамт, и я отправлял их «до востребования».

— Вы ставили спектакль «Игроки» по прозведению Гоголя, где многие мужские роли играют женщины. Как появилась эта задумка?

— Эта постановка была моей давней театральной мечтой. Но в пьесе лишь мужские роли, а мне хотелось дать интересную работу актрисам. В период моей учебы в ГИТИСе это практиковалось: девушки могли исполнять мужские роли. И мы увидели, что получается интересно.

— Родители часто посещали ваши спектакли?

— Да, и актерские, и режиссерские. Я очень благодарен им. Помню, в 2019 году позвонил отцу: «Папа, я поставил новый спектакль «Опасные связи», будем играть его в день твоего 80-летия! Приезжай посмотреть». И он приехал. Сестра, другие родственники тоже приходят.

— В 1986 году вы стали лауреатом Пушкинского конкурса чтецов, но позже не участвовали в подобных. Почему?

— Было время, когда это была единственная отдушина, с помощью которой я мог заявить о себе, проявить себя творчески. Окончив училище, в 1986 году смог победить в Пушкинском конкурсе чтецов в Москве — получил премию за чтение повести Пушкина «Метель». А вскоре я поступил в ГИТИС, и моя жажда актерской деятельности была утолена.

— Вы учились со многими известными актерами: например, с Сергеем Пускепалисом, которого, к сожалению, не стало. Вы дружили?

— У нас была мощная школа, в Саратовском ТЮЗе преподавал народный артист СССР Юрий Киселев. С однокурсником Сергеем Пускепалисом постоянно встречались. Ни время, ни пространство нас не разлучали. Когда мы поступили в театральное училище в 1981 году, ему было 15 лет, а мне 17 — он поступал после 8-го класса, а я — после 10-го. Во многих работах он играл вместе со мной. И у нас был клуб драматического искусства, который мы придумали для поддержания актерской формы. Сидели по ночам в ТЮЗе, репетировали. Затем ходили друг к другу на спектакли, проводили вместе многие праздники — Пасху, например.

ДОСЬЕ

Игорь Яцко родился 30 августа 1964 года в Саратове. Окончил Саратовское театральное училище, после работал в Саратовском ТЮЗе. Отучился на режиссера в ГИТИСе и стал работать в московском театре «Школа драматического искусства». Актер театра и кино, театральный режиссер, педагог. Заслуженный артист России.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.