Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

О театре и 24-х часовом спектакле: интервью с актером и режиссером Игорем Яцко

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
О театре и 24-х часовом спектакле: интервью с актером и режиссером Игорем Яцко
Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Премьера спектакля «Васса Железнова» по одноименной пьесе Максима Горького состоялась в театре «Школа драматического искусства» (ШДИ). «Вечерняя Москва» пообщалась с художественным руководителем режиссерскоактерской лаборатории театра, заслуженным артистом России Игорем Яцко.

— Игорь Владимирович, расскажите о премьере.

— Спектакль посвящен юбилею в еликого писателя и драматурга Максима Горького — в этом году исполняется 155 лет со дня его рождения. Я взял эту пьесу во второй редакции — от 1935 года, потому что это последняя работа Горького, ее можно считать его завещанием миру, человечеству. Васса Железнова — сильный образ, героиня с внутренним стержнем. На мой взгляд, писатель отождествляет себя с ней.

— Ваш театр часто обращается к классике. В репертуаре есть и спектакль по поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского. Сложно поэтическое произведение адаптировать для сцены?

— Наш театр взял курс на молодую режиссуру. Этот спектакль ставил Глеб Черепанов. Он был еще зрителем театра Анатолия Васильева (Васильев руководил ШДИ до 2006 года. — «Вечерняя Москва»), он чтит наши традиции и предложил эту идею, ее все высоко оценили. Раньше у нас ставили только режиссеры, которые работают в театре постоянно, потом этот круг стал расширяться — ШДИ гостеприимно распахнула двери для авторов, которые ищут самовыражения.

— Ваш театр — единственный, при котором есть храм. Как он появился? Могут ли на службы попасть зрители?

— Эта уникальная идея принадлежит Васильеву, создателю театра. Храм Сретения Господня построен на крыше здания в первые годы работы ШДИ, в начале нулевых — на пожертвования и личные средства Васильева. Пришлось оформить много документов, чтобы легализовать это строение и храм официально мог существовать. И Православная церковь эту идею приняла. В 2021 году храм освятили, службы стали проходить регулярно, их планируют с учетом расписания театра. Это домовая церковь для актеров, их друзей, сотрудников театра, приписанная к храму Сергия Радонежского в Крапивниках. Храмовый праздник, Сретение Господне, отмечаем 15 февраля — мы же находимся на улице Сретенке. А гости могут прийти, если это знакомые прихожан, то есть актеров. Приход растет. Но это дело добровольное — дело души, веры. Для меня это очень показательно. Все-таки наш репертуар — мистериальный, основан на поисках духа.

— Вы преподаете в разных учебных заведениях.Есть разница в подходе?

— Да, я преподаю в ГИТИСе, на режиссерском факультете, в Московском городском педагогическом университете, на актерском направлении, а с 2015 года — в киноакадемии Никиты Михалкова. Программы и цели, конечно, различаются: студенты разного возраста, а в каждом своя специфика. Но подход у меня один, он связан со Школой драматического искусства и универсальным методом ее создателя, включающим в себя и систему Станиславского, и искания Михаила Чехова, других режиссеров, и открытия самого Анатолия Васильева. Стремлюсь расширить горизонты возможностей ребят и в то же время раскрыться самому в преподавании. Наша страна — великая театральная держава, давшая миру огромное количество выдающихся режиссеров и актеров. В России мощные традиции и мощные эксперименты. И я хочу, чтобы так было всегда и в театре не прекращались поиски нового языка, новых драматических средств.

— Я присутствовал на вступительных экзаменах в киноакадемию Никиты Михалкова, и меня поразила Нино Кантария (снималась в сериалах «Кухня», «Оттепель» и других. — «Вечерняя Москва»). Это ведь уже состоявшаяся актриса, чему можно научить ее?

— В нашей профессии нельзя научить, но можно научиться. Это сотворчество: ученики учатся у педагогов, педагоги — у учеников. А в киноакадемию Михалкова приходят люди, которые стремятся продолжать свое развитие. Учиться надо всегда. Если ты остановился, значит, тебя поглотила рутина или гордыня. Как Фауст у Гете — остановился, решил, что ему больше некуда стремиться, и чуть не погиб. Всегда нужно идти вперед. Путь актера, как и режиссера, тернист, рельефен, полон взлетов и падений. Это всегда испытания, кризисы, необходимость встречи с самим собой, необходимость начинать все заново. К сожалению, все наши победы, впрочем, как и поражения, остаются в прошлом. Каждый раз мы имеем дело с настоящим, которое предлагает нам в моменте безжалостные испытания. И этот момент хочет видеть зритель, он в зале ради этого. И в этом плане искусство вечно, а настоящее — неповторимо.

— Вы ставили спектакль по роману Джойса «Улисс». Действие в нем происходит в течение суток, постановка попала в Книгу рекордов России. Но показали ее вы всего два раза. Почему?

— Это была своего рода театральная акция. Идея появилась у меня во время чтения книги. «Улисс» — величайший роман, мне только со второго раза удалось его осилить. Когда читал его в 1998–1999 году, обратил внимание на то, что там есть четкое следование месту и времени, — каждая глава начинается в разные часы одного и того же дня, 16 июня 1904 года. Я захотел устроить представление ровно через 100 лет: 16 июня с переходом в 17 июня 2004 года. Ждал почти 5 лет.

В первом представлении участвовали почти 120 человек, все лаборатории театра — драматические, вокальные, пластические. Художником акции был Владимир Ковальчук. У каждой главы был свой особый вкус, свой аромат. Там были и концерты, и хоровое пение, и даже свадьба в ирландском духе. Для нее мы закупили несколько ящиков пива, бесплатно наливали его в буфете. Получилось путешествие не только во времени, но и по всему пространству театра: каждому эпизоду соответствовали свое место действия и свой час. Все эпизоды сходились в единый ручей, потом расходились по залам и соединялись вновь. Это невозможно было отрепетировать заранее целиком, только частями. Мероприятие попало в Книгу рекордов России как самое длинное театральное представление. На самом деле мы гнались не за длительностью, а за компактностью. Такой большой роман прочитать зрителям всего за 24 часа очень трудно. А через 10 лет мы повторили спектакль с теми же актерами, засняли его. Материал хранится в архиве театра, из этого можно сделать фильм. Но, к сожалению или к счастью, сейчас время такое активное, что архивом заниматься некогда — надо идти вперед. Возможно, мы еще повторим это представление.

Коротко о главном

— Любимые станции метро?

— «Арбатская» была моими «воротами» в Москву. В подземном переходе у Арбата парень пел песню Цоя «Перемен», а я настраивался на экзамен в ГИТИС. Я тогда получил заряд бодрости, веры в свои силы. Еще люблю «Тургеневскую». Там писал письма близким людям. Рядом с метро был Главпочтамт, и я отправлял их «до востребования».

— Вы ставили спектакль «Игроки» по прозведению Гоголя, где многие мужские роли играют женщины. Как появилась эта задумка?

— Эта постановка была моей давней театральной мечтой. Но в пьесе лишь мужские роли, а мне хотелось дать интересную работу актрисам. В период моей учебы в ГИТИСе это практиковалось: девушки могли исполнять мужские роли. И мы увидели, что получается интересно.

— Родители часто посещали ваши спектакли?

— Да, и актерские, и режиссерские. Я очень благодарен им. Помню, в 2019 году позвонил отцу: «Папа, я поставил новый спектакль «Опасные связи», будем играть его в день твоего 80-летия! Приезжай посмотреть». И он приехал. Сестра, другие родственники тоже приходят.

— В 1986 году вы стали лауреатом Пушкинского конкурса чтецов, но позже не участвовали в подобных. Почему?

— Было время, когда это была единственная отдушина, с помощью которой я мог заявить о себе, проявить себя творчески. Окончив училище, в 1986 году смог победить в Пушкинском конкурсе чтецов в Москве — получил премию за чтение повести Пушкина «Метель». А вскоре я поступил в ГИТИС, и моя жажда актерской деятельности была утолена.

— Вы учились со многими известными актерами: например, с Сергеем Пускепалисом, которого, к сожалению, не стало. Вы дружили?

— У нас была мощная школа, в Саратовском ТЮЗе преподавал народный артист СССР Юрий Киселев. С однокурсником Сергеем Пускепалисом постоянно встречались. Ни время, ни пространство нас не разлучали. Когда мы поступили в театральное училище в 1981 году, ему было 15 лет, а мне 17 — он поступал после 8-го класса, а я — после 10-го. Во многих работах он играл вместе со мной. И у нас был клуб драматического искусства, который мы придумали для поддержания актерской формы. Сидели по ночам в ТЮЗе, репетировали. Затем ходили друг к другу на спектакли, проводили вместе многие праздники — Пасху, например.

ДОСЬЕ

Игорь Яцко родился 30 августа 1964 года в Саратове. Окончил Саратовское театральное училище, после работал в Саратовском ТЮЗе. Отучился на режиссера в ГИТИСе и стал работать в московском театре «Школа драматического искусства». Актер театра и кино, театральный режиссер, педагог. Заслуженный артист России.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.