Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Директор Музея Маяковского Владимир Лисенко: Музей — это очень большой организм

Общество
Директор Музея Маяковского Владимир Лисенко: Музей — это очень большой организм
Директор Государственного музея Маяковского Владимир Лисенко / Фото: Алексей Орлов / Вечерняя осква

В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения главного поэта революции Владимира Маяковского. Столица отметила эту дату огромным количеством мероприятий. Были и выставки, и кинопоказы, и лекции. Не было только одного: грандиозного открытия Музея Маяковского, закрывшегося на реставрацию десять лет назад. В июле новым директором музея назначили Владимира Лисенко. И он пообещал завершить ремонт и открыть экспозицию.

Небольшое помещение в жилом доме на Каховке сегодня является своеобразным представительством Музея Маяковского, закрытого на капитальный ремонт еще в 2013 году. За это время прошло два крупных юбилея со дня рождения поэта, два назначения на пост директора и несколько громких скандалов. Словом, было все, кроме открытия. Несколько месяцев назад новым директором был назначен Владимир Лисенко. Он пообещал разобраться со всем этим сомнительным наследством и закончить реставрацию многострадального музея. Как и когда он планирует это сделать, директор поделился в беседе с корреспондентами «Вечерней Москвы».

— Владимир Владимирович, десятилетняя реставрация Музея Маяковского стала уже городской легендой. Скандалы, связанные со сменой директоров и подрядчиков, устали обсуждать даже самые злые языки. Что пошло не так в 2013 году?

— Музей расположен в доме, где находилась комната поэта: в ней он занимался творчеством. В других местах — квартире мамы или Бриков — ему было сложно уединиться и посвятить себя своим мыслям. Поэтому Маяковскому выделили комнату для работы — была такая практика в СССР. Именно в ней он и свел счеты с жизнью.

Впоследствии дом расселили, вынесли все внутренние перегородки и сделали в нем так называемую «тотальную инсталляцию»: осталась одна-единственная мемориальная комната, а остальное пространство застроили экспозицией. Она была необычной и стала революционным решением для 80-х годов. Благодаря ей Музей Маяковского в то время занимал четвертое место по посещаемости в Москве.

В нем была организована система пандусов, то есть любой маломобильный посетитель мог подняться на 4-й этаж и оттуда начать свое путешествие вниз по реке жизни поэта. Элементы экспозиции создавали из парадоксальных вещей, или, как пренебрежительно отзывались маститые музейщики, «из собранного мусора».

Но это был специфический «мусор». Например, в него входили предметы быта, элементы интерьера, находившиеся в доме при жизни Маяковского. Эти вещи сегодня тоже имеют мемориальную ценность. В общем, Музей Маяковского был очень продвинутым и в определенном смысле опередил свое время.

Но с технической точки зрения в здании выявили ряд проблем, связанных с пожарной безопасностью и грунтовыми водами. Кроме того, нуждалась в обновлении и сама экспозиция. Ведь ее срок жизни в любом музее, как правило, составляет 5 лет. Наша существовала целых 26 лет: с 1987 по 2013 год.

Поэтому десять лет назад музей был остановлен на капитальный ремонт здания. Туда по очереди заходили несколько подрядчиков.

Один обанкротился, не успев завершить начатое, и ремонт затянулся. А для того чтобы добраться до коммуникаций, экспозицию пришлось демонтировать…

И вот тут и начинается самое интересное. Автор старой экспозиции, музейщик Тарас Поляков, написал открытое письмо, в котором заявил, что геростраты разрушили уникальные инсталляции.

— Тарас Пантелеймонович был прав, когда говорил, что экспозиция за 26 лет стала памятником самой себе и начала представлять определенную художественную ценность. Но и не ремонтировать музей было нельзя.

— Нужно было найти решение, которое устроило бы и строителей, радеющих за безопасность здания, и музейщиков, скорбящих по утрате памятника…

— Да, и благодаря Департаменту культуры это решение в конце концов было найдено. Создали новый творческий коллектив, в котором роль главного эксперта и консультанта отвели Тарасу Полякову. А реализацию взяло на себя проектное бюро Planet 9. С ним заключили договор в ноябре прошлого года. Они разработчики нескольких десятков интересных выставочно-экспозиционных решений.

Основная идея проекта в том, чтобы провести глубокий ребрендинг и переосмысление оригинальной экспозиции. В строительных объемах почти все инсталляции, что были в составе экспозиции, будут восстановлены с нуля. Оригинальных частей не включат, потому что все имеет свой возраст. Но все реперные точки и принципы подачи сохранятся, и к ним добавятся мультимедийные технологии. Одной из главных фишек станет выход проекта из музейного пространства. Он шагнет во двор дома и немного зацепит Мясницкую и угол, выходящий на Лубянскую площадь. Это решат с помощью мультимедийных средств.

Также достигнута договоренность о том, что в новом музее будет место и для небольших новых выставок из фондового собрания музея. Все-таки он насчитывает свыше 50 тысяч единиц хранения. Из которых треть — вещи Маяковского и его семьи. А остальное — мемории, связанные с эпохой: изобразительные и фотоматериалы, документы. Посетители увидят те предметы, которые не могли быть ранее представлены из-за отсутствия выставочных пространств.

— Так-так… И когда можно будет прийти на открытие?

— Нужно набраться терпения. Ремонт, который шел столько лет, уже на финишной прямой. В октябре поступит оборудование для вентиляции и кондиционирования, затем его смонтируют, и сотрудники музея смогут вернуться в здание. А саму экспозицию начнут собирать в IV квартале этого года и продолжат весь следующий год. Обычно сбор экспозиции такого масштаба с нуля занимает год с небольшим. Я бы очень хотел открыть музей к Ночи искусств в ноябре следующего года.

С инакомыслящими борьбу не ведем

— Коллектив музея не принял одного из директоров. Вы успели познакомиться и найти общий язык с сотрудниками?

— Музей — это очень большой организм. Там идет та же работа, что и в других сферах. И когда выпадают такие важные составляющие этой работы, как экспозиция и пространство для работы с посетителями, то коллектив приходится сокращать. При этом речь абсолютно не о борьбе с инакомыслящими. Просто если нет работы, то и необходимости в сотрудниках тоже нет.

Поэтому часть людей с закрытием музея на ремонт перешла работать в другие культурные учреждения. А те, кто остался, ситуацию понимают. Так, наши хранители, сотрудники экспозиционно-выставочного отдела занимаются отбором экспонатов и подготовкой их к будущей экспозиции. В коллективе обстановка совершенно нормальная: все ждут, когда мы перейдем к застройке экспозиционного помещения и активной работе.

— В свое время отдельные члены коллектива даже выступали с одиночными пикетами и лозунгами «нет ремонту без экспертов». Но команда, готовящая музей к открытию, — тоже не является экспертом по творчеству Маяковского. Как вы успокоили активистов?

— Дело в том, что согласно принципу государственных закупок работы по ремонту, если вопрос не связан с реставрацией объекта культурного наследия, выполняются теми компаниями, которые при прочих равных условиях предлагают более низкую цену. Поэтому экспертность в творчестве здесь не является определяющим фактором. Но при этом я не могу сказать, что нынешние подрядчики, занимающиеся капитальным ремонтом, совсем далеки от культуры. За время работы наши мастера-ремонтники настолько прониклись уровнем ответственности, что если не все, то через одного декламируют стихи Владимира Владимировича Маяковского.

Директор Музея Маяковского Владимир Лисенко: Музей — это очень большой организм Фото: mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы

Любовь к личности важнее родства

— Вы сказали, что треть фондов — личные вещи Маяковского и его семьи. Но за время ремонта у поэта объявились наследники за рубежом — далекие родственники второго мужа Брик*. Они якобы отсудили какую-то часть личных вещей Маяковского. Насколько обеднели фонды?

— С точки зрения охраны государственных интересов все, что однажды было занесено в Государственную часть музейного фонда РФ, из госсобственности не уйдет никогда. В настоящий момент все подобные вопросы урегулированы, и эта тема не поднимается.

— Так все-таки Генсам удалось что-то с собой увезти?

— Нет. Все осталось в России.

— Раньше вы работали в Музее Чайковского, где была традиция чаепитий с потомками композитора. Планируете что-то подобное с потомками Маяковского и Лили Брик?

— Мой предшественник несколько раз был в США у Патрисии Томпсон — внебрачной дочери Маяковского. Она вместе со своим сыном Роджером передала личные вещи поэта в Москву. Они находятся на Красной Пресне. Конечно, сейчас более сложное время в плане межгосударственного общения, но музей поддерживает связь с Роджером, и к моменту открытия новой экспозиции он будет в числе приглашенных почетных гостей.

— А что насчет Елизаветы Лавинской? **

— Неизвестно, является ли она родственницей Маяковского или нет. Установить родство можно только на основании результатов генетической экспертизы. А поскольку Владимир Владимирович был кремирован, то провести такую экспертизу невозможно. Все потенциальные родственники Маяковского общаются с сотрудниками музея, посещают наши мероприятия. Они для нас в статусе таких же друзей музея, как и многие другие любители творчества Маяковского.

— То есть никаких чаепитий не предвидится?

— Дело в том, что у Музея Чайковского в Клину история совершенно другая. В течение долгих лет там работал племянник композитора, затем его дочери. Вот и внуки племянника являются частыми гостями музея. Но родство не самое главное. Главным является любовь к личности героя и к его творчеству. Я с большим удовольствием готов устраивать и чаепития, и проводить встречи с замечательными театральными режиссерами, которые ставят пьесы по произведениям Маяковского и о нем самом. Очень признателен Алексею Франдетти, поставившему интересный мюзикл «Маяковский» в Ленкоме, артистам, читающим стихи поэта. Чаепития с такими людьми будут гораздо более правильными. Это станет данью уважения к людям, представляющим творчество Маяковского, относящимся к нему с любовью и уважением.

От музыки к литературе

До Музея Чайковского вы работали в Музее Глинки и Театре Образцова, который тоже во многом является музыкальным. Это случайность или осознанный выбор, связанный с любовью к музыке?

— Я действительно очень люблю музыку. В свое время окончил консерваторию по классу скрипки. В настоящий момент мои дети — музыканты. Старший сын — альтист, оканчивает Гнесинку, работает в Центральном военном оркестре. Второй сын учится в колледже искусств в Химках, играет на духовых инструментах. Жена тоже музыкант, но при этом она еще и культуролог, поэтому ее интересы выходят за пределы музыкальной сферы, как и мои.

Ведь у меня образование не только музыкальное. Я окончил Академию государственной службы. И до того как перешел в Театр Образцова, девять лет работал в системе госорганов. Надеюсь, весь этот опыт — как музыкальный, так и управленческий, и музейный, будет востребован и при работе над реэкспозицией Музея Маяковского.

— Где вас еще можно увидеть в Москве, кроме Музея Маяковского?

— Я живу в Тушине, очень люблю парк Покровское-Стрешнево. Там часто бываю. К слову, в канун моего назначения на пост директора музея в Тушинском парке была представлена выставка к юбилею Владимира Владимировича. А когда я был приглашен на работу в Москву, то, переехав сюда из Саратова, первые три года жил неподалеку от нынешнего временного офиса музея — на Большой Юшуньской улице. Да еще и имя с отчеством у нас с поэтом совпадают. Так что все не случайно (улыбается).

— * Одним из мужей Лили Брик был советский режиссер-документалист Василий Катанян. У пары своих детей не было. Личные вещи поэта достались пасынку Катаняна — Василию Васильевичу Катаняну, тоже режиссеру. А после его смерти — его вдове, искусствоведу Инне Генс.

Бездетная Генс умерла в 2014 году. Перед смертью она передала многие вещи и работы Маяковского в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) и Литературный музей. Пять лет назад у вдовы объявились племянники — Инна и Михаил Генсы, живущие за рубежом. Они заявили свои права на наследие Маяковского, хранящееся в русских музеях и архивах.

— ** Художница Елизавета Лавинская называет себя потомком Владимира Маяковского, которому приходится внучкой. В 2019 году художница и сын внебрачной дочери поэта Патрисии Томпсон, Роджер, в рамках шоу «Пусть говорят» прошли ДНК-тестирование, которое показало, что они с вероятностью в 92 процента приходятся друг другу кузенами.

ДОСЬЕ

Владимир Владимирович Лисенко окончил Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова и Поволжскую академию государственной службы имени П. А. Столыпина. С 1999 по 2007 год работал в структурах правительства Саратовской области.

В 2007–2008 годах — заместитель директора ФГБУК «Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова», в 2008–2017 годах — первый заместитель генерального директора, генеральный директор Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, с ноября 2017 года — директор Музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину. 4 июля 2023 года приказом руководителя Департамента культуры города Москвы Александра Кибовского Владимир Лисенко назначен директором Государственного музея В. В. Маяковского.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.