Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Актер и режиссер Всеволод Шиловский — о театре-студии, критиках и учителях

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Актер и режиссер Всеволод Шиловский — о театре-студии, критиках и учителях
Фото: Антон Кардашов / АГН Москва

Всеволод Шиловский этим летом отметил 85-летие. Юбилей совпал с другим важным событием в жизни актера и режиссера: в столице появился театр-студия Всеволода Шиловского.

С важного для народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского события — появления на карте города театра, носящего его имя, и начался разговор.

— Всеволод Николаевич, мечта о собственном театре когда у вас появилась?

— Давно. Я ведь лишь отчасти шучу, когда говорю, что я уже даже не аксакал, а саксаул. Я помню времена, когда по окончании театрального училища пять–шесть театров предлагали вчерашним студентам свои услуги. А до этого были — стипендия, бесплатное общежитие… Потом все это закончилось. Сегодня выпускники получают диплом — и на улицу. Никто ничего не предлагает, что для талантливых, но стеснительных молодых людей бывает трагично. Про наглых я не говорю.

Я начал заниматься педагогикой, как только окончил Школу-студию МХАТ. Меня взяли в труппу театра, и это было сумасшедшее счастье. Но главное, Василий Петрович Марков — потрясающий педагог, преподаватель Школы-студии МХАТ, предложил мне быть его ассистентом, это 1961 год.

И началась моя педагогическая деятельность, которая продолжается 60 с лишним лет. И я зверел просто, когда мои не просто способные, а талантливые ученики оказывались на улице. Я устраивал их в театр. Я устраивал их в кино. Но у них не было дома... «Ну, смелость города берет!» — припомнил я и написал письмо. Резолюция была: дать Шиловскому грант. А шефствовал над этим руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

И закипела работа. Надо было найти архитектора, составить смету, это все — время, время... Нашли точку на карте города: Петровка, 17. Самый центр, как я говорю, центрее не бывает...

— А каков репертуар нового театра?

— Сначала «Таксист», потом «Восемь женщин», «Сильное чувство», потом «Дядя Ваня», затем «Зойкина квартира». Там моя актриса, она трехкратная чемпионка мира по танцам. Я ее сначала брать не хотел, а она оказалась очень работоспособной! Вот такие у меня ребята. Нам раскачиваться долго нельзя — нужно завоевывать зрителей. Им надо привыкнуть, что есть такой театр. И самое главное — чтобы спектакли нравились.

Если этого не случится — ребята, давайте разойдемся! Только при таком условии работа имеет смысл. А для этого играть нужно кровью и сердцем.

— Что важнее — понравиться публике или критикам?

— Расскажу вам одну историю. У меня был период, когда я хотел уходить из МХАТа. Написал заявление.

Ночью, часа в три, позвонил Станицын (Виктор Яковлевич Станицын (1897– 1976) — театральный актер, один из корифеев мхатовской сцены. — «ВМ»), говорит: «Приходи!» Он на улице Горького жил, до сих пор его барельеф там висит. Встретил меня в тренировочном костюме: «Маш, пришел юное дарование! Дай ему полстакана водки и яишню какую-нибудь сделай!» И ко мне обращается: «Я тебе сейчас покажу потрясающие марки!» Открывает альбом с марками... Затем долго что-то рассказывает, в общем, пудрил мне мозги до 9 утра. Потом говорит: «Че ты сидишь, нам пора на занятия!»

Актер и режиссер Всеволод Шиловский — о театре-студии, критиках и учителях Фото: Ярослав Чингаев / АГН Москва

В лифте Школы-студии нажимает вместо кнопки 3-го кнопку 4-го этажа. Я говорю: «Виктор Яковлевич, извините, нам на 3-й…» — «Я еще не в маразме. Сейчас в музей зайдем». Заходим. «Девочки, дайте мне подборку! Ту, что я просил». И я начинаю читать: 163 рецензии, из них пять хорошие, во всех остальных его по стенке размазали. По стенке! И Виктор Яковлевич мне говорит: «Ну вот, теперь ты будешь знать, как относиться к прессе». Потом берет мое заявление: «Девочки, выбросьте, пожалуйста, это!» И такое не забывается.

Кстати, он часто говорил: «Если человек забывает добро, он совершает преступление против себя». Помню, мы начинали ставить «На всякого мудреца довольно простоты», а у Станицына — инфаркт...

И директор наш Ушаков говорит мне: «Приезжай в театр!» Я приехал. Он ведет меня в верхнее фойе, любимое фойе Немировича. А там полукругом сидят: Алла Тарасова, Павел Массальский, Марк Прудкин, Михаил Яншин… Ушаков достает письмо: «Значит, уважаемые, тут написано так: «Друзья! Смею вас так называть, потому что я с вами проработал 40–50 лет. Хочу верить, что к моему возвращению из больницы мой ученик и помощник Всеволод Шиловский закончит эту работу. Верю в это. Любящий вас Виктор Станицын». Гробовая тишина.

Первым пришел в себя Яншин: «Э-э-э… Кхе! Что, вот он будет нас… э-э-э… Кхе! … Тренировать?» И вдруг Зуева, гениальная старуха, говорит: «Мишка, ты будешь так тренироваться под его началом, что похудаешь!» И вот вернулся Станицын, я ему сдаю спектакль, он перед суфлерской будкой стоит и вдруг спрашивает: «Как твое отчество-то?» — «Николаич» . А потом: «Так вот, дорогие мои! Спектакль принят. Я хочу поздравить всех с рождением режиссера художественного театра — Всеволода Николаича Шиловского!» Вот что такое старики МХАТа...

Актер и режиссер Всеволод Шиловский — о театре-студии, критиках и учителях Фото: Пелагия Тихонова / АГН Москва

— Повезло вам с учителями.

— Это не просто везение, это счастье! И еще Станицын учил: даже если тебе не нравятся какие-то качества в человеке, но при этом ты понимаешь, что он талантлив, не общайся с ним, но не гробь его!

— Ну а вы как педагог терпите талантливых учеников, чьи человеческие качества вам не нравятся?

Буду честным: у меня плохой характер. Но я помню все случаи, когда я с людьми расставался: во МХАТе было два таких случая, в Школе-студии МХАТ — один, и за 25 лет во ВГИКе — три.

Приходилось это делать. Потому что было очень больно от их поступков, я сильно переживал, поскольку много отдавал им… Педагогика — это такая вещь, где нельзя существовать, не пропуская все через сердце.

— А это ваше качество — оно и в жизни проявляется?

— В жизни я беспомощный. А вот когда вкалываю — испытываю счастье! Особенно когда вижу результат. Ведь что такое педагогика? Это когда ты тысячу раз повторишь одно и то же, и в один прекрасный момент вдруг увидишь, что у человека глаз начал «работать». Все, случилось! И это самое грандиозное!

СПРАВКА

Всеволод Шиловский — представитель старой актерской мхатовской школы, но и фильмография его также впечатляет: больше 100 ролей.

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ

  • Любимая женщина механика Гаврилова, 1981
  • Военно-полевой роман, 1983
  • Торпедоносцы, 1983
  • Интердевочка, 1989
  • Жила-была одна баба, 2011
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.